Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: индивид, индивидуальность, личность




Философская трактовка понятий: “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, “человек”.

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- философскую трактовку понятия индивид; - оперировать понятием индивид;
- философскую трактовку понятия личность; - оперировать понятием личность;  
- философскую трактовку понятия индивидуальность. - различать понятия индивид и индивидуальность

 

1. ИНДИВИД -(от лат, individuum-неделимое), первоначально -латинский перевод греческого понятия АТОМ, в дальнейшем-обозначение единичного в отличие от совокупности, массы, отдельное живое существо, особь, отдельный человек-в отличие от коллектива, социальной группы. Понятие индивида, как Единичного является основным в философской концепции датского философа экзистенциалиста С. Кверкегора (Реале, Литис Т.4, стр.153).

2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ -неповторимое своеобразие отдельного существа, человека. Индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ- ТИПИЧНОСТЬ

Идея ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ в античной философии была связана прежде всего с разработкой другими греческими атомистами и Демокритом понятие атома или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становятся исходной точкой новоевропейского индивидуализма.

В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии проблема индивидуальности, становится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (в социокультурном измерении) содержит определения, указывающие на уникальность, особенность, неповторимость черт и свойств данного человека, как носителя определенных (им самим) культурных характеристик и свойств.

Говоря об индивидуальности, мы прежде всего имеем в виду ее принципиальные отличия, непохожесть, своеобразие всех черт и свойств. И тем самым мы как бы приравниваем индивидуальность к миру культуры, где неповторимость является качеством, определяющим ее сущность. (Крылова, НЦО, №4. стр. 138).

ЛИЧНОСТЬ -рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В гуманистических философских и психологических концепциях личность -это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

В современном человекознании можно указать три относительно независимых подхода в изучении человека: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.

В центре внимания БИОГЕНЕТИЧЕСКОГО подхода находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства и др,)

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ направление человекознания изучает процессы социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека.

Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека разрабатываются в социальной философии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, социальной педагогике.

ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ориентация в первую очередь уделяет внимание проблеме активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов и личностного выбора.

В философии в 30-х годах двадцатого века возникает направление ПЕРСОНАЛИЗМ -которое признавали личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Прежде всего это направление связано с именем французского философа Эммануилам Мунье (1905-1950). По его мнению “мы не придем к личности, даже анализируя себя самого, свои желания, надежды”.

“Все устроено так, как если бы личность была невидимым центром всего хорошего и плохого, словно она-тайный гость малейших движений моей жизни, то, что не может пасть под взглядом моего сознания”.

Поэтому “моя личность не совпадает с моей персональностью.” По Мунье личность необъективируема. Можно однако сказать, что личность-”тотальный объем человека... В каждом из нас есть три духовных измерения: телесное, универсальное и направление вширь-сопричастность. Призвание, воплощение и сопричастность суть три измерения личности”.

Личность не достигает самой себя, если не приобщается к превосходящему нас сообществу, которое призывает и интегрирует отдельных людей.

Так по Мунье, открываются три способа сформировать личность:

1. медитация, поиск призвания;

2. занятие тем, что принесет признание, собственное воплощение;

3 самоотверженность, которая есть инициация, посвящение в избранные, жизнь для других.

Если человек лишен одного из этих существенных способов самосознания, о нём трудно сказать как о состоявшемся. (Реале, Антисиере, т.4. стр. 503-504.) Западная философия от истоков до наших дней.

Как мы уже говорили философская антропология пытается определить Человека в его целостности и всеобщности.

По мнению И.Бердяева “ антропология неизбежно ставит человека между Богом и природой. Антропология должна качественно выделить человека из природы. Во всех случаях человек признается существом, преодолевающим природу и возвышающимся над ней.

Антропология христианская является учением о человеке - творце, носящем образ и подобие творца мира.

Согласно учению Н.Гартмана, Человек имеет задачу своей свободной активностью осуществлять ценности, которые без него остаются ирреальными.

Личность есть субъект добра и зла. Личность - точка соединения онтологического и аксиологического.

Человек есть свободный посредник между миром ценностей и миром действительности, цель вносит он.

Экзистенциалист Кьеркегор определяет человека по переживаемому им страху и ужасу. Страх или ужас, выражает духовную значительность человека, его невозможность довольствоваться собой, его отношение к трансцендентному Богу, его греховность, а следовательно, его падение с высоты.

Только в вере начинается подлинная конечная экзистенция, увиденная философом как встреча единичной личности и уникально единого Бога.

Вера есть парадокс и страх перед лицом Бога как бесконечной возможности. “ В страхе открывается возможность свободы”, (Альбер Камю “ Посторонний”, “ Чума”).

Швейцарский мыслитель Иоганн Бахофен (1815- 1887) видит основной признак человека в его полярности, борьбе мужского, солярного, и женского, теллургического, начал, в метафизике пола в человеке. В нём совершается космическая борьба солнца и земли, персонализма и коллективизма.

В основе христианской антропологии лежат две идеи:

1. Человек есть образ и подобие Бога-Творца;

2. Бог вочеловечился, Сын Божий явился нам как богочеловек.

Как образ и подобие Творца, человек сам есть творец и призван к творчеству, к творческому соучастию в деле Творца, т.е. человек есть прежде всего существо творческое.

В человеке, согласно христианской антропологии, есть принцип свободы, уходящий в бездну небытия.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. РЕАЛЕ, АНТИСИЕРЕ. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4.

2. КРЫЛОВА Н.Б. НЦО. № 4.

Вопросы для самопроверки:

1. На каком понятии основывает свою концепцию философское направление персонализма?

2. Какое понятие кладет в основу философское направление экзистенциализм?

3. Какое содержание имеет философская трактовка понятия личность?


Лекция 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.