Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория зеркального “Я” Ч.Кули




Достигаемые статусы и роли.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.

Изменения статуса индивида влечет за собой ряд последствий (смену друзей, стиля жизни, места обучения, отдыха и др., которые не передаются как жизненный опыт родителей).

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило трудны для обучения и часто конфликтны. (Они могут привести как к расцвету личности, так и к ее полному уничтожению).

Неадекватная ролевая подготовка- источник ролевого напряжения. Традиционные общества имеют непрерывную возрастную цепочку непрерывной социализации. Жизнь взрослых, их профессиональная деятельность происходит на глазах у детей и позволяет им хорошо усвоить будущие роли.

Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, мало пригодным для последующих возрастных периодов. (Примеры: миниатюра Райкина: “ здесь вам не школа, а институт, здесь вам не институт, а производство”. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли и слабой подготовкой к ее исполнению.

Источником ролевого напряжения является также несоответствие идеального образа будущей соц. роли и ее реального содержания (идеалистичность молодости).

Ролевые конфликты: бывают между ролями и внутри одной роли.

Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. (Обязанности жены и работницы; обязанности друга и начальника; обязанности должностного лица и родственника и др.).

Пример конфликта внутри одной роли- (чиновник и взяточник; человек, живущий по двойным стандартам: нравственный политик и безнравственный человек).

 

Американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличие своего “Я” от других личностей.

По теории Кули, каждый человек, строит свое “Я”, основываясь на воспринятых реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Человеческое “Я”, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное “Я” Чарльза Кули.

Кули определил три стадии в построении зеркального “Я”:

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие мнения по поводу того, как мы смотрим;

3) наши чувства по поводу этого мнения.

(Пример: всякий раз, когда вы подходите к группе людей, общающихся между собой, члены этой группы с вежливыми извинениями расходятся - как они относятся к вам? Или наоборот, как только вы появляетесь группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно обращаются с вами.)

Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального “Я”.

По мере взросления ребенка изменяется и его социальное зеркало. В детстве человек ориентирован на мнения близких людей, подрастая, ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей (т.е. с возрастом мы все больше ориентируемся на мнение компетентных специалистов.

Развиваясь личность оказывается не только более строгой в отборе лиц, оценивающих его, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. (Если человек больше ориентируется на восхищенные мнения и избегает критики, то есть опасность сформировать искаженное зеркальное “Я”).

Недостаток теории Кули: теория не учитывает активности личности. Согласно этой теории личность развивается только благодаря мнению других, ограничиваясь избирательной ролью.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.С.С.Фролов. Социология. М.Наука,1994г. Гл.3 Социальные роли и личности. стр. 66-79.

2.М.С. Комаров. Введение в социологию. М.Наука, 1994г. стр. 89-102

Вопросы для самопроверки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.