Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообразование и самовоспитание, их значение в профессиональном росте будущего специалиста




Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием.

ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе.

Период обучения студента в высшей школе - чрезвычайно важный период социализации его личности:

· на этом этапе завершается социализация личности через систему образования;

· закладываются основы дальнейшей социализации в самостоятельной профессиональной деятельности;

· корректируются жизненные цели, установки на дальнейшее самостоятельное жизненный путь.

«Социализация - процесс, посредством которого культура передает людям свои убеждения, обычаи, привычки и язык».

В студенческом возрасте вовлечены все основные механизмы социализации:

· принятия и усвоения новых социальных ролей - роль студента, будущего специалиста, молодежного лидера и проч.;

· профессионально-ролевая идентификация («Я - студент», «Я - будущий учитель», «Я - перспективный будущий специалист» и др.);

· ориентация на социальные ожидания преподавателей и сокурсников, чтобы достичь желаемого социального статуса в группе;

· сравнение себя с другими студентами и профессионалами;

· внушаемость и конформизм.

Источником социализации студента является не только содержание педагогического процесса в вузе, но и социально-профессиональное его окружение, студенческая группа, СМИ, общественные молодежные объединения и т.п.. Процесс социализации личности будущего специалиста во многом зависит от успешности адаптации студента к условиям нового культурно-образовательной среды.

Адаптация - результат (и процесс) взаимодействия индивида и окружающей среды, что обеспечивает оптимальное его приспособление к жизни и деятельности.

Трудности адаптационного периода связанные с расставанием со школьными друзьями и лишением их поддержки, и понимания; неопределенностью мотивации выбора профессии и недостаточной психологической готовностью к овладению ею; несформированностью системы саморегуляции и самоконтроля за своей деятельностью и поведением и отсутствием повседневного контроля за ними со стороны родителей и преподавателей; поиском оптимального режима труда и отдыха и налаживанием быта; отсутствием навыков самостоятельной учебной работы (неумение работать с источниками информации, конспектировать литературу и т.д.).

Новая социальная ситуация развития студента определяется изменением и закреплением его социального статуса, реализацией его профессиональных намерений, развитием его личности как профессионала.

 

Главная особенность учебно-профессиональной деятельности студента состоит в том, что она профессионально направлена, подчиненная усвоению способов и опыта профессионального решения практических задач и производственных проблем, с которыми выпускники вузов встретятся в будущем.

Профессионализация личности студента, его профессиональное становление и профессиональный рост как специалиста, формирования творческой, духовно богатой личности с учетом ее потребностей, интересов, желаний, способностей является одной из главнейших задач современной высшей школы.

Процесс профессионального самоопределения - это самопознание, это самооценка собственных профессиональных способностей и практические действия по их развитию, это самоактуализация. Профессиональная направленность личности студента ведет к пониманию и принятию профессиональных задач с оценкой собственных ресурсов их решения. Процесс подготовки специалиста с высшим образованием охватывает не только приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионализацию личности студента в целом.

В учебно-профессиональной деятельности формируются профессиональные способности, дальнейшее развиваются также общие интеллектуальные способности. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста своего набора качеств (способностей), которые определяют ее успех. Система профессиональных способностей учителя уже изучалась в курсе «Педагогическая психология». О профессиональных способностях преподавателя высшей школы речь пойдет в отдельной теме.

Следствием профессионального роста личности будущего специалиста и развития его профессиональных способностей является профессиональная компетентность, которую приобретает студент. Профессиональная компетентность - способность успешно выполнять профессиональные задачи и обязанности той должности, на которую человек претендует.

Субъективными критериями совершенствования психики является способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на сущности явлений, управлять своими мыслями и эмоциями, иметь влечение к высшим идеалам. Когда таким стремлением предоставлена ​​полная свобода действий, они становятся эффективным методом самосовершенствования.

Общие тенденции становления личности будущего специалиста в условиях его обучения в вузе:
• социализация личности будущего;
• завершается процесс профессионального самоопределения
• совершенствуются, приобретают «профессионального характера» психические процессы и состояния, обогащается жизненный и профессиональный опыт
• повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль
• растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации;

Студент педагогического учебного заведения характеризуется, прежде всего, профессионально-педагогической направленностью, целенаправленной подготовкой к выполнению профессиональных функций в педагогической сфере.

 

Субъективными критериями совершенствования психики является способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на сущности явлений, управлять своими мыслями и эмоциями, иметь влечение к высшим идеалам. Когда таким стремлением предоставлена ​​полная свобода действий, они становятся эффективным методом самосовершенствования.

Большое значение имеет правильный выбор способов и методов самовоспитания, среди которых наиболее эффективными являются:

· Самовнушение-выработка в себе новых установок, неизведанных психических состояний путем повторения себе словесных формул или вызывания в себе образов

· Самоубеждения - процесс логического доказательства себе необходимость развития отдельных черт и качеств, которые нужны для достижения цели и успеха профессиональной деятельности.

· Самопринуждения-требовать от себя делать то, что важнее в данный момент

· Самоприказ - внутренняя команда к действию, которая обязательна для исполнения, например, утром вовремя проснуться. Однако это тактический прием, а не стратегия. Злоупотреблять самоприказ нельзя, ибо это издевательство над собой.

· Самоодобрение, самопоощрение - выражения удовлетворения собой от достижения успеха и награда самому себе.

Общие тенденции становления личности будущего специалиста в условиях его обучения в вузе:
• социализация личности будущего;
• завершается процесс профессионального самоопределения
• совершенствуются, приобретают «профессионального характера» психические процессы и состояния, обогащается жизненный и профессиональный опыт
• повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль
• растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации;

Студент педагогического учебного заведения характеризуется, прежде всего, профессионально-педагогической направленностью, целенаправленной подготовкой к выполнению профессиональных функций в педагогической сфере.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.