Психологические особенности студенческой группы, ее структура.
Студенческая группа является элементом педагогической системы. Функции управления он осуществляет через обратную связь: преподаватель - группа, группа - преподаватель (куратор). В психологии даже есть понятие групповой субъект - общность людей с соответствующими характеристиками. Студенческая группа - общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т.п.). Студентов в академической группе объединяет: • общая цель и задачи профессиональной подготовки; • совместная учебно-профессиональная деятельность; • связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы - хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе); • однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость); • высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни); • активное взаимодействие в процессе коммуникации; • высокий уровень студенческого самоуправления; • ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы. Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура: 1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы - профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя - старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). - Это деловая сфера взаимоотношений. 2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу - это эмоциональная сфера взаимоотношений.
Студенческая академическая группа за период своего существования развивается и проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется качественными особенностями таких параметров: • направленность поведения и деятельности членов группы; • организованность членов группы; • коммуникативность членов группы. Целостными характеристиками студенческой группы являются следующие показатели: интра-и интегрупова активность; психологический микроклимат в группе (эмоциональный статус); референтнисть группы - значимость, авторитетность ее для членов группы; руководство и лидерство; сплоченность и др.. По этим показателям определяют следующие стадии развития студенческой группы: 1-я стадия - номинальная группа, которая имеет лишь внешнее, формальное объединение студентов по приказу ректора и списком дирекции (деканат); 2-я стадия - ассоциация - начальная межличностная интеграция, первичное объединение студентов по общим признакам. 3-я стадия - кооперация, на которой социально-психологическая и дидактическая адаптация студентов почти завершилась. Оказываются неофициальные организаторы, авторитетные активисты группы. За ними закрепляются социальные установки и руководство внутренней жизнью группы. Общее требование к группе на этой стадии такая: проявлять чуткость к товарищам, взаимоуважение, помогать друг другу и др.. Только при таких социально-психологических условий группа достигнет высшего уровня своего развития. 4-я стадия - студенческая академическая группа становится коллективом. В каждой группе безпервно происходит взаимообмен социально-психологической информации. Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанных группой, регулирующих поведение ее членов. Групповой настроение-общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней.. Групповая сплоченность - определяется мерой приверженности группы ее членов. Самоутверждение - каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию. Коллективистское самоопределение - хотя каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное суждение в группе, однако для него наиболее значимой является коллективное мнение, групповая оценка, а руководством к действию является групповое решение. Причины противоречий в студенческом коллективе могут быть такие: • неадекватная оценка партнера; • завышенная самооценка отдельных студентов; • нарушение чувства справедливости; • искажение отдельным студентом информации о другой; • авторитаризм лидера группы в целом или отдельной микрогруппы; • некорректное отношение друг к другу; • просто недоразумение друг с другом. Виды внутригрупповых конфликтов: • конфликт ролей - неадекватное выполнение социальных ролей; • конфликт желаний, интересов и т.д.; • конфликт норм поведения, ценностей, жизненного опыта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление