Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды финансовых правоотношений




Таким образом, в охранительных финансовых правоотно­шениях, также как и в регулятивных, наблюдается жесткая связь между правами и обязанностями субъектов. Здесь праву государственного органа на применение мер государственного принуждения, которое является одновременно и обязаннос­тью, противостоит обязанность правонарушителя претер­петь меры, государственного принуждения, применяемые к нему.

 

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотноше­ний. Вместе с тем в финансовом праве, в силу его отраслевой спе­цифики, могут быть выделены и специфические критерии клас­сификации правоотношений.

1. Исходя из основных функций права, финансовые правоотно­шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

А). Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре­гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право при­звано регулировать определенную группу экономических отноше­ний, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых от­ношений носит характер регулятивных.

Они (регулятивные) в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относитель­ные. Такая классификация правоотношений базируется на осо­бенностях способа индивидуализации субъектов.

- Относитель­ные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит не вся­кий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия.

Основная масса фи­нансовых правоотношений — это относительные правоотноше­ния, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующим в финансовом пра­ве.

Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно опре­деленное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государ­ственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых плате­жей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, отношения по бюджетному процессу и т.д. В боль­шинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому коррес­пондирует обязанность конкретного субъекта.

- Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсо­лютные правоотношения (односторонне индивидуализирован­ные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным фи­нансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государ­ственных займов.

Б). Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно не­велик. Хотя в последние годы в связи с бурным развитием на­логового права они стали занимать более заметное место в сис­теме финансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в свя­зи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы.

Его надо отличать от всякого дру­гого, в частности, административного охранительного правоот­ношения, возникающего иногда в связи с нарушением финан­сово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

 

2. По характеру финансово-правовых норм финансовые право­отношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а

процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм.

«Через материальные финансовые правоотношения реали­зуются права и обязанности субъектов по получению, распреде­лению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование»1.

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга­на — требовать его уплаты; право предприятия обращаться к Пра­вительству РФ за получением бюджетного кредита и обязанность Правительства РФ рассмотреть обращение и принять по нему ре­шение и т.д.

К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникаю­щие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; воз­никающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации пос­ледних.

3. Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация акту­альна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразде­ляются на отношения: а) бюджетные; …

4. Помимо отмеченного, финансовые правоотношения могут быть подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д.

Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государствен­ные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне­бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.

К неимущественным финансовым правоотношениям относят­ся отношения по: бюджетному процессу; государственному фи­нансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

5. Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания.

В связи с этим они подразделяются на простые и сложные.

- Простые финансовые пра­воотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности.

- В сложных финансовых пра­воотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязан­ных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко.

Например, простым финансовым правоотношением явля­ется правоотношение по установлению налогов. Здесь праву госу­дарства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осу­ществлению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финан­совом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, право­отношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотноше­нии может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотноше­ния в системе сложного прежде всего, осуществляется непосред­ственное движение денежных средств, т.е. собирание, распреде­ление и использование государством и муниципальными образо­ваниями. К ним относятся: в налоговом правоотношении - право­отношение по уплате налогов в бюджет и государственные вне­бюджетные фонды; в межбюджетном правоотношенииправо­отношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой от­срочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камераль­ной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового кон­троля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Напри­мер, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве ос­новных могут быть выделены несколько правоотношений на раз­личных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стади­ях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в каче­стве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Госдумой по поводу передачи проекта бюд­жета на рассмотрение в Госдуму.

На основе этого правоотношения как основного строятся про­изводные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Госдуме в первом чтении и, в частности, правоотношение между Госдумой и Правительством РФ в связи с некачественной подго­товкой проекта бюджета (возврат проекта бюджета в Правитель­ство РФ на доработку, направление в согласительную комис­сию и др).

6. Финансовые правоотношения, также как и административ­но-правовые, могут классифицироваться по юридическому харак­теру взаимодействия их участников на вертикальные и гори­зонтальные.

- Вертикальные финансово-правовые отношения су­ществует между соподчиненными сторонами финансового право­отношения, а

- горизонтальные — между неподчинёнными.

Основная масса финансовых правоотношений — вертикаль­ные, Это Обусловлено тем, что финансовое право регулирует от­ношения, возникающие в сфере финансовой деятельности госу­дарства и муниципальных образований, являющиеся по своей природе управленческими, т.е. построенными по принципу «субъект — объект управления».

Соподчиненность сторон в финансо­вом правоотношении имеет различный характер.

Так, она может выражаться:

а) в праве представительного органа власти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой сто­роной правоотношения.

Например, представительный орган госу­дарственной власти имеет право принимать закон о налоге (уста­навливать налог), обязательный для исполнения всеми теми субъ­ектами, жизнедеятельность которых он затрагивает;

б) в праве представительного органа власти как одной стороны финансового правоотношения принимать правовые акты, обязательные для ис­полнения исполнительным органом власти как подотчетной ему стороной финансового правоотношения.

Например, представи­тельный орган власти принимает закон о бюджете на предстоящий финансовый год, который должно исполнять Правительство РФ как подотчетный ему орган;

в) в праве представительных и ис­полнительных органов власти, а в ряде случаев и коммерческих банков, осуществлять финансовый контроль в отношении орга­низационно неподчиненных объектов.

Например, органы Минис­терства по налогам и сборам РФ осуществляют контроль за уп­латой налогов предприятиями, учреждениями, организациями;

г) в праве субъектов исполнительной власти адресовать свои юри­дически-властные волеизъявления другой, организационно-не-подчиненной, стороне финансового правоотношения.

Например, налоговый орган вправе выставить предприятию требование об уп­лате налога;

д) в праве субъекта исполнительной власти адресовать свое юридически-властное волеизъявление другой стороне финан­сового правоотношения, находящейся в организационном подчи­нении.

Например, федеральный исполнительный орган власти вправе установить порядок распределения прибыли казенному предприятию, находящемуся в его подчинении.

Возможно, перечень видов соподчиненности сторон в финан­совом правоотношении можно было бы продолжить. Однако, как и в административном праве, главная характеристика этой сопод­чиненности заключается в юридическом неравенстве сторон фи­нансового правоотношения.

В последние годы, в финансовом праве стало появляться все больше и больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, ин­вестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджет­ного кредита и т.д.

Однако договорная форма финансовых право­отношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений.

Правительство РФ, предоставляя бюд­жетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя нало­говый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, по­лучающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении со­ответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор — это лишь своего рода разъяснение к такому решению, где Минфин России или налоговый орган лишь несколько кон­кретизируют обязанность предприятия в пределах того, что пред­усмотрено в законе. Отсюда, договор в вышеназванных отноше­ниях является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа. Правительства РФ и др. Соответственно, дого­ворные отношения в финансовом праве также являются отноше­ниями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление до­статочно редкое. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного пре­кращения действия договора о инвести­ционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

7. Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на двусторонние и многосторонние.

- Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно­шения.

- В многосторонних финансовых правоотношениях участ­вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду­альную волю.

Большинство финансовых правоотношений — дву­сторонние.

К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос­вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д.

Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотноше­ния. Так, двухсторонними финансовыми правоотношениями яв­ляются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначей­ство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюд­жетные ассигнования, а другой стороной является главный рас­порядитель бюджетных средств (Министерство, бюджетное уч­реждение и т.д.), которому выделяются бюджетные средства.

Здесь воля каждой сто­роны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоот­ношения. •

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие по­нятия как стороны финансового правоотношения и субъекты фи­нансового правоотношения.

Любая сторона финансового право­отношения может быть представлена несколькими субъектами.

В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть не­сколько субъектов.

Однако отличительной чертой многосторон­них финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двусторон­нем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю».

К двусторонним финан­совым правоотношениям со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должни­ков. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ допускается несколько преемников при реорганизации предприятия в качестве должни­ков по налоговому обязательству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.