КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды финансовых правоотношений
Таким образом, в охранительных финансовых правоотношениях, также как и в регулятивных, наблюдается жесткая связь между правами и обязанностями субъектов. Здесь праву государственного органа на применение мер государственного принуждения, которое является одновременно и обязанностью, противостоит обязанность правонарушителя претерпеть меры, государственного принуждения, применяемые к нему.
Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотношений. Вместе с тем в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и специфические критерии классификации правоотношений. 1. Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. А). Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений носит характер регулятивных. Они (регулятивные) в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особенностях способа индивидуализации субъектов. - Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия. Основная масса финансовых правоотношений — это относительные правоотношения, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующим в финансовом праве. Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, отношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта. - Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов. Б). Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик. Хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений. Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.
2. По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм. «Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование»1. К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа — требовать его уплаты; право предприятия обращаться к Правительству РФ за получением бюджетного кредита и обязанность Правительства РФ рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д. К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д. Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних. 3. Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения: а) бюджетные; … 4. Помимо отмеченного, финансовые правоотношения могут быть подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д. К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д. 5. Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на простые и сложные. - Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. - В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению. Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные. Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотношения в системе сложного прежде всего, осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством и муниципальными образованиями. К ним относятся: в налоговом правоотношении - правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; в межбюджетном правоотношении — правоотношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д. В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах. Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Госдумой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Госдуму. На основе этого правоотношения как основного строятся производные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Госдуме в первом чтении и, в частности, правоотношение между Госдумой и Правительством РФ в связи с некачественной подготовкой проекта бюджета (возврат проекта бюджета в Правительство РФ на доработку, направление в согласительную комиссию и др). 6. Финансовые правоотношения, также как и административно-правовые, могут классифицироваться по юридическому характеру взаимодействия их участников на вертикальные и горизонтальные. - Вертикальные финансово-правовые отношения существует между соподчиненными сторонами финансового правоотношения, а - горизонтальные — между неподчинёнными. Основная масса финансовых правоотношений — вертикальные, Это Обусловлено тем, что финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являющиеся по своей природе управленческими, т.е. построенными по принципу «субъект — объект управления». Соподчиненность сторон в финансовом правоотношении имеет различный характер. Так, она может выражаться: а) в праве представительного органа власти как одной стороны правоотношения издавать правовые акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ему другой стороной правоотношения. Например, представительный орган государственной власти имеет право принимать закон о налоге (устанавливать налог), обязательный для исполнения всеми теми субъектами, жизнедеятельность которых он затрагивает; б) в праве представительного органа власти как одной стороны финансового правоотношения принимать правовые акты, обязательные для исполнения исполнительным органом власти как подотчетной ему стороной финансового правоотношения. Например, представительный орган власти принимает закон о бюджете на предстоящий финансовый год, который должно исполнять Правительство РФ как подотчетный ему орган; в) в праве представительных и исполнительных органов власти, а в ряде случаев и коммерческих банков, осуществлять финансовый контроль в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, органы Министерства по налогам и сборам РФ осуществляют контроль за уплатой налогов предприятиями, учреждениями, организациями; г) в праве субъектов исполнительной власти адресовать свои юридически-властные волеизъявления другой, организационно-не-подчиненной, стороне финансового правоотношения. Например, налоговый орган вправе выставить предприятию требование об уплате налога; д) в праве субъекта исполнительной власти адресовать свое юридически-властное волеизъявление другой стороне финансового правоотношения, находящейся в организационном подчинении. Например, федеральный исполнительный орган власти вправе установить порядок распределения прибыли казенному предприятию, находящемуся в его подчинении. Возможно, перечень видов соподчиненности сторон в финансовом правоотношении можно было бы продолжить. Однако, как и в административном праве, главная характеристика этой соподчиненности заключается в юридическом неравенстве сторон финансового правоотношения. В последние годы, в финансовом праве стало появляться все больше и больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор — это лишь своего рода разъяснение к такому решению, где Минфин России или налоговый орган лишь несколько конкретизируют обязанность предприятия в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсюда, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий налогового органа. Правительства РФ и др. Соответственно, договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными. Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ). 7. Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на двусторонние и многосторонние. - Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. - В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений — двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, двухсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный распорядитель бюджетных средств (Министерство, бюджетное учреждение и т.д.), которому выделяются бюджетные средства. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения. • Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие понятия как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю». К двусторонним финансовым правоотношениям со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должников. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ допускается несколько преемников при реорганизации предприятия в качестве должников по налоговому обязательству.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |