Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест по педагогике




Форма

Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.

Формирование личности род развитие психики и ее содержания под влиянием внешних воздействий с изменением психологической и динамической подструктуры личности.

Формы психического отражения основные рода единства процессуального и содержательного в психике человека: восприятий, ощущений, памяти, эмоций, мышления, воли и критики.

Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство)— психическое состояние человека, возникающее в ситуации внутреннего противоречия между сильным мотивом и возможностью его реализовать, столкновения с непреодолимым препятствием, проблемой, которую крайне необходимо, но неизвестно как решить, расстройство от нереализованных значимых планов, крушения важных надежд, не оправдавшихся жизненно важных ожиданий.

Фуга – вид сумеречного помрачения сознания, характеризующийся внезапно возникающими кратковременными эпизодами двигательной активности в виде блуждания, элементарных движений или даже бесцельного бегства. Продолжительность Ф. несколько секунд, минут, по окончании – амнезия. Наблюдаются Ф. при эпилепсии и истерии.

Функционирование образовательных систем, учреждений — выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.

Функция конфликта — выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни. К функциямконфликта, в частности, относятся: интеграция, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, содействие инициативе, преобразование межличностных и межгрупповых отношений, информация, предупреждение разрушительных противоборств.

Х.

Характер – совокупность индивидуальных качеств, обобщающие наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные, и поэтом наиболее отчетливо и устойчиво проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Х. – это совокупность основных и индивидуальных психических свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называют акцентуацией Х. Бесхарактерность– тоже проявление Х.

Характеристика психологическая – совокупность сведений о психологических особенностях характеризуемой личности и более всего о ее характере и способностях, особенно доминантных.

Харизма — свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их исключительные способности и вызывать преклонение перед собой и послушание.

Холерик – человек, обладающий таким типом темперамента, который характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, порывистостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Отмечается особая склонность Х. к неустойчивости, резким сменам настроения, вспыльчивости, гневливости, нетерпеливости, эмоциональным срывам и даже агрессивности. Х. плохо контролирует себя в трудных жизненных ситуациях.

Хроническая душевная болезнь – длительно протекающее хроническое психическое расстройство с тенденцией к прогрессированию болезненных явлений, оставляющих после себя стойкий психический дефект (напр., слабоумие и др.).

Хронический (о заболевании, патологическом процессе) – медленно развивающийся, затяжной, длительный.

Хроническийалкоголизм – заболевание, характеризующееся нарастающей динамикой и патологическим влечением к алкоголю, абстинентным синдромом, а также возникновением негативных соматоневрологических, психических и социальных последствий, вплоть до алкогольных психозов, слабоумия, деградации и маразма.

Ц.

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели и неуклонное ее осуществление.

Целостное восприятие – психическое явления, которое воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Цель – субъективный образ желаемого результата в процессе какой-либо деятельности или действия, взаимодействующий со стремлением к его объективизации.

Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.

Ценности социальные — разделяемые в обществе (общности, группе) непоколебимые убеждения в значимости, ценности, необходимости уважения, соблюдения, защиты, умножения определенных исторически сложившихся, подтвержденных в опыте духовных идей, идеалов, символов, отношений, норм, целей и средств их достижения. Идентификация с ними и следование им считается обязательным критерием духовной и реальной принадлежности человека к группе (общности, обществу), показателем его социально-психологической зрелости и культуры.

Ценностные ориентации — конкретные социальные ценности, воспринятые данным человеком (группой), ставшие его личными ценностями, которые он соблюдает, бережет, распространяет и укрепляет.

Ценность психологическая – цель, удовлетворяющая потребности личности или группы.

Ч.

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности характера индивида, отражающееся в его поведении.

Чувства – особая форма психического отражения как объективная форма совокупности устойчивых эмоциональных черт человека на реакцию окружающей действительности.

Чувствительность – способность к ощущению и реагированию на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Чувство беспредметное аффективное состояние (страх, тревога, тоска, беспокойство, веселость, счастье и др.), возникающее без видимой причины и не имеющее определенного содержания.

Чувство неполноценности – психическое переживание своей физической, интеллектуальной или моральной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния или сверхценной идеи.

Ш.

Шкала ценностей -- оценка определенных явлений, присущая конкретной личности или группа людей, определяемая иерархией фактов или понятий.

Шок психический (эмоциональный шок) – состояние, возникающее при внезапных психических потрясениях, угрожающих жизни обстоятельствах или ситуациях, влекущих за собой изменение поведения, появление резкого аффекта страха и проявляющееся в форме либо беспорядочного двигательного возбуждения, либо заторможенности вплоть до ступора.

Э.

Эвристика - (от греч. отыскиваю, открываю), 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы). 2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).

Эгоизм – свойство личности, близкое индивидуализму, но противоположное коллективизму, проявляющееся как подчинение своей деятельности и действий в основном цели своей выгоды.

Эгоцентризм («Я» + центр) – свойство личности, при котором (сознательно или невольно) в мыслях и поступках доминирует утверждение исключительности своего «Я» при сосредоточение на индивидуальных мотивах собственной жизни (служебной, научной, духовной или материальной).

Эйфория – эмоциональное состояние, проявляющееся как неадекватное, повышенное, благодушное, радостное настроение, сочетающееся с веселостью, беспечностью (безмятежным блаженством в сочетании с замедленным мышлением) и недостаточной критической оценкой своего состояния, нередко сопровождающееся усилением тех или иных влечений.

Эйхофобия – навязчивый страх боязни произносить или слушать пожелания.

Экзальтация – повышенное настроение с оттенком неестественной восторженности.

Экзогенный – возникающий или развивающейся в организме человека под воздействием внешних факторов.

Экспансивность – особенность личности, выражающаяся в преобладании внешней направленности психической деятельности, высокой психической активности, склонности к переоценке собственной личности, возможностей и физических сил.

Эксперимент ( лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.

Эксперимент генетико-моделирующий — см. эксперимент формирующий.

Эксперимент естественный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление.

Эксперимент лабораторный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных.

Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского метода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Экспериментально–психологическое исследование – исследование некоторых сторон психической деятельности (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.), основанных на оценке выполнения исследуемых стандартных заданий.

Экспертиза – изучение специалистом или группой специалистов вопроса, требующего для своего решения специальных знаний в какой-либо области науки с вынесением экспертного заключения.

Эксперт-психолог лицо, обладающее специальными познаниями в области психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу.

Эксплозивность – склонность к проявлениям раздражительности, неадекватной вспыльчивости, возбудимости, взрывчатости, часто сопровождающаяся агрессивными поступками.

Экспрессия – выразительность и сила проявления чувств и переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах.

Экстаз – высшая степень восторга, сопровождающаяся нарушением контакта с окружающим миром вплоть до изменения сознания.

Экстравертированность (экстраверсия) особенность личности, проявляющаяся в повышенном стремлении к общению с другими людьми, более интересными для него.

Экстремальная готовность — психическое состояние готовности человека (группы), настрой на уверенные и эффективные действия в предвидении наступления экстремальной ситуации, внутренняя изготовленность начать действовать.

Экстремальная психопедагогика — система научно обоснованной и целенаправленной педагогической и психологической работы с людьми, обеспечивающая их экстремальную подготовленность и готовность к встрече с жизненными и профессиональными трудностями, способность и умение предупреждать их, преодолевать, снижать риски, действовать наилучшим образом в экстремальных ситуациях и обеспечивать личную безопасность.

Экстремальные условия это психотравмирующие условия, вызывающие максимальное напряжение личности, находящейся из-за внешнего воздействия на грани патологических нарушений.

Эмоциональная лабильность быстрая смена настроения по незначительному поводу. Э.л. чаще всего наблюдают при истерических характерах и инфантилизме.

Эмоциональная слабость – выраженная лабильность настроения с резкими его колебаниями от повышения к понижению.

Эмоциональная тупость – состояние, в котором преобладают нарастающая вялость, апатия, безразличие к окружающему, исчезновение прежних привязанностей, интересов, черствость, сухость и равнодушие (в частности, к страданиям близких и родных).

Эмоционально-волевая устойчивость – степень волевого владения личности своими эмоциями.

Эмоциональное напряжение состояние перенапряжения физиологических функций организма, возникающие при опасной ситуации или реализации трудных для личности проблем.

Эмоциональное обеднение (аффективная тупость) – утрата аффективной (эмоциональной) откликаемости или ее недостаточность при бедности эмоциональных проявлений.

Эмоциональный конфликт — столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов.

Эмоция – психический процесс, отражающий непосредственное чувственное переживание человека, связанное с его отношением к тем или иным явлениям действительности.

Эмпатия — способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека; сопереживание, достигаемое мысленной постановкой себя на место другого человека и представлением того, что он переживает, что он чувствует, каково его эмоциональное состояние в данный момент.

Эмпирика воспринятый человеческий опыт или наблюдение в естественных условиях.

Эмпирические критерии целенаправленные критерии отбора кандидатов на ту или иную должность, построенные на опыте практической деятельности специалистов-профессионалов.

Эндогенный – возникающий или развивающийся в организме человека под воздействием внутренних причин.

Энцефалопатия (заболевание головного мозга) – общее название болезней, характеризующихся дистрофическим или интоксикационным поражением головного мозга, сочетанием психических расстройств с нарушениями внутренних органов и нервной системы. Э. может быть: алкогольной, атеросклеротической, врожденной, травматической, органической и т.д.).

Эпилептиформный (подобный, похожий) – состояние схожее с эпилептическим припадком, клинически напоминающий эпилепсию.

Этиология – причина и условия возникновения болезни или патологического состояния.

Ю.

Юмор алкоголиков – один из многочисленных симптомов хронического алкоголизма, выражающийся в плоских или циничных остротах, нередко направленных на самого себя.

Я

Я – понятие, выражающее единство и целостность личности с ее субъективной, внутренней стороны (т.е. это индивид, каким он известен самому себе, каким он видит и представляет сам себя). Правильная нравственная и правовая оценка своего Я лежит в основе чувства долга; неправильная – строится на эгоизме и эгоцентризме.

Язык система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившихся в определенной общности людей проявление их речи. Я. – орган в полости рта человека, выполняющий кроме роли вкусового анализатора, основную функцию речи.

Языкпсихологической науки система терминов, выражающих психологические категории и подчиненные им понятия, обобщенные в теории. Я.п.н. – это средство раскрытия предмета психологии.

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Ясность сознания - уровни Я.С. имеют определенную иерархию: творческое озарение, вдохновение, обыденное С., спутанное С., сумеречное С., потеря С. (обморок, шок). Особо выделяют неосознанные психопаталогические явления (делирий, бред). От уровня Я.с. надо отличать степень сознательности.

Ятрогения – вид психогенной реакции, обусловленной неосторожными высказываниями или поступками медицинского персонала, неблагоприятно воздействовавшими на психику больного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.