Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно потверждает, что безфундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать




Педагогика

Билет№4

1 суть понятия «Педагогика» в трех аспектах: область практической деятельности, наука, учебная дисциплина

· как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Предметом педагогики выступает педагогический процесс, процесс обучения и образования, а объектом - само воспитание, как сложное социально-психологическое явление.

То есть специфика педагогики, как учебной дисциплины заключается в том, что она одновременно является и объектом изучения и методикой, объединяет в себе теория и практику воспитания и образования.

В составе педагогики как науки выделяется множество вспомогательных дисциплин, особе место среди которых занимает андрогогика - педагогика взрослых, занятая исследованием проблем образования, самообразования и воспитание взрослых людей. Задачами андрагоники становятся определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых людей, чей познавательный процесс в меру психологических факторов, отличается от детского

2.Этапы развития педагогического знания.

Название этапа Название педагогики Способ передачи педагогического знания Формы существования педагогичеких знаний
Донаучный этап развития педагогики. Бытовая педагогика. Народная педагогика От поколения к поколению Обычаи, традиции, игры, житейские правила. Поговорки, пословицы, мифы, легенды, сказки
Этап формирования педагогических идей в рамках философии. Были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания древнегреческими философами (Сократ, Аристотель, Платон). Христианская педагогика Авторитарная педагогика (Гербарт, Германия) Гуманистическая педагогика (Франция, Италия – М.Монтень, Для всех, кто интересовался - письменно – труды, выступления (оратории). Трактаты по воспитанию и духовному образованию людей (материал, который обобщал).   Трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтиллиана. Этот его труд долгое время был важнейшей книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.   Философские книги, там есть главы. Например, глава «О воспитании детей» М.Монтеня «Опыты».
Этап оформления педагогики как науки. 17 век Теоретическая педагогика Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Специальные учебные пособия. Главный труд «Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг (например, принцип природосообразности,классно-урочная система) – вошли в золотой фонд педагогической теории. "Пампедия" - полностью посвящена педагогическим вопросам (впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования).  
Этап развития русской педагогики Последователи гуманистических идей физического образования в педагогике (Лесгафт, Каптерев, Вентцель, Сухомлинский)   К.Д.Ушинский – принцип народности в воспитании Коммунарская педагогикаА.С.Макаренко – автор теории воспитания детей посредством коллектива и трудовой деятельности, методы работы с трудными подростками (метод «педагогического взрыва», метод «атака в лоб», метод отсроченного наказания) Пионерская педагогика (Щацкий, Зеленко, Крупская). Письменно   Педагогические труды (многотомные издания) К.Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания» (общая теория развития личности). В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», А.С.Макаренко – серия книг, множество статей
Современная отечественная педагогика Орлятская педагогика, педагогика социального творчества детей(И.П.Иванов, технология КТД) Система обучения детей 6-летнего возраста, Педагогика сотрудничества(Ш.А.Амонашвили) Педагогика развивающего обучения(Эльконина - Давыдова (90-е годы). Личностно-ориентированная педагогика(   И.П.Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел   (Ш.А.Амонашвили): Здравствуйте, Дети; Школа новой жизни др.    

 

3. Покажите взаимосвязь педагогической науки практики на примерах отдельных ученых, внесших свой вклад в становлении педагогической науки и практики (по выбору).

Педагогическая наука –В предисловии к книге «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский писал: «...педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое необходимое из искусств. Но как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому; к идеалу совершенного человека».

Спустя сто лет после того, как К.Д. Ушинским было дано это определение, педагогика, накопившая знания, открывшая свои закономерности и законы, уже не могла считаться только искусством. Педагогика-наука должна содержать все компоненты строгой научной теории, выдвигая на первый план системный подход и логику познания своего предмета объективными научными методами.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых, материально-техническую базу, методы научно-исследовательской работы, понятийно-категориальный аппарат. Определенную отрасль знаний называют наукой, если:

1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

2) для его изучения применяются объективные методы исследования;

3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами и процессами, составляющими предмет изучения;

4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Размышляя о назначении науки, великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные цели: предвидение и польза. При этом предвидение – это задача теории, а польза – задача практики. Таким образом, педагогическая наука призвана познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания всегда опираются на научные знания. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания, необходимо, чтобы теория переходила в практические технологии. Пока же разрыв между теорией и практикой в педагогике составляет 5-10 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.