Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет№5. 1. Развитие идей гуманистического подхода в обучении и воспитании как тенденция развития педагогики




1. Развитие идей гуманистического подхода в обучении и воспитании как тенденция развития педагогики

К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Принцип гуманизации требует:

Гуманного отношения к личности воспитанника;

Уважения прав и свобод;

Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

Уважения права человека быть самим собой;

Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

Ненасильственного формирования требуемых качеств;

Отказа от физического и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.

Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность": говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формирования и т. д.

2. Раскройте гуманистические идеи отечественных педагогов конца XIX – первой половины XX века (П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, В.А.Сухомлинского) о физическом образовании детей.

Педагоги Гуманистические идеи физического образования
П.Ф. Лесгафт   Им впервые была научно обоснована и практически осуществлена подготовка кадров по физическому образованию и воспитанию. Главный принцип образования теории П.Ф. Лесгафта – единство физического и умственного развития человека. Лесгафт разработал основу физического образования, создал учение о физическом образовании и, наконец, определил содержание понятия «физическое образование». В осуществлении гуманистических идей большую роль, считал он, играл воспитывающий и развивающий характер воздействия на личность физических упражнений, где особенно важно развитие мышления личности школьников на основе принципов предвидения, осознания того, что надо сделать в упражнении, а также представления о результатах его выполнения в плане развития как их телесных сил, так и интеллекта. П.Ф. Лесгафт выделял основные положения развития физического образования:
  • физическое образование должно быть неотъемлемой частью умственного образования в школе;
  • оно должно совершаться под руководством учителя, получившего специальное образование;
  • обучение должно производиться обязательно по слову, т.е. по ясно, кратко, просто сказанному описанию, а не по показанному, не по образцу;
  • обучение должно производиться в последовательности, постепенности упражнений;
  • необходимо использовать разнообразие физических упражнений, увеличение напряжения, продолжительности и стойкости в выполнении упражнений.
   
П.Ф.Каптерев   П.Ф. Каптерев уделял особое внимание детским подвижным играм, подчеркивая при этом, что «при школе должна быть игровая площадка, а при ней желателен еще сад или по крайней мере двор, на котором дети могли бы резвиться и бегать» П.Ф. Каптерев предлагал научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой деятельности, в которой наибольшая работа производилась бы при наименьшей затрате физического труда. Задача физического образования, по мнению П.Ф. Каптерева, состоит не столько в укреплении здоровья, физических сил, в выработке легкости и красоты движений, сколько в умении разъединить движения, сравнивать, сочетать. Физические упражнения должны давать личности ребенка то, чего никакие другие дать не могут, т.е. развитием физических сил укреплять здоровье, сообщать красоту формам тела, легкость и пластичность движениям.  
В.А.Сухомлинский   В.А. Сухомлинский считал важным пребывание на свежем воздухе, так как гармоничнее функционируют и развиваются все органы. Педагог выделял важную цель физического образования – воспитание красоты, пластичности движений. стремился привести воспитанников к убеждению, что благодаря регулярным упражнениям у них не только развивалась красота тела, гармония движений, но и формировался характер, закалялась сила воли. Он выделял главные виды занятий по физической культуре – гимнастику (упражнения на снарядах) и легкую атлетику (ходьба, бег). По этим и другим видам спорта в школе проводили соревнования на первенство по красоте, изяществу, гармонии движений, а скорость считалась второстепенным элементом. При этом не только демонстрировалась, но и создавалась красота, физическое совершенство, т.е. достигались главные цели физического образования.

3. Перечислите и раскройте другие современные направления развития педагогики как науки.

Наиболее актуальный принцип современной школы и педагогики -- принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований Интеграция учебных дисциплин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных предметов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего об-разования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных предметов школьниками не должны вести в старших классах к тотальному вытеснению общеобразовательных предметов. Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педагогики -- гуманитаризации и гуманизации.

. Суть гуманитаризации образования -- в очеловечивании всех знаний, по-лученных ребенком, в важности и нужности их не только для произ-водства, но и для развития, для жизни каждого человека.

Важное значение приобретает принцип государственнообщественною управления народным образованием. Школа -- учреждение идеологическое, направленное на решение задач по гражданскому, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Государственные органы с помощью общественности и науки определяют основное содержание учебно-воспитательного процесса, принципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.