КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория развития Й. Шумпетера. Предприниматель и новые комбинации
Историческая роль малых фирм-эксплерентов в НТП. В начале XX века новейшими отраслями были органическая химия, автомобилестроение, авиационная промышленность и электротехника. Объективно наилучшие стартовые возможности для их развития имели крупнейшие машиностроительные, металлообрабатывающие и металлургические компании того времени. В итоге практически все крупнейшие компании возникших тогда отраслей ведут свое происхождение от мелких пионерских фирм начала века, а многие и сохраняют в названии имена своих основателей («Сименс» и «Форд», «Вестингауз» и «Рено», «Даймлер-Бенц» и «Боинг»). Интересно, что даже, когда крупные фирмы участвовали в становлении новых отраслей, то не оказывали им должного внимания. После войны уже самим представителем новых отраслей, к тому времени выросшим в крупные фирмы, мало помог опыт предыдущего поколения гигантов. В наше время та же история повторилась с персональными компьютерами и рабочими станциями, повторяется и с биотехнологией. Неоспоримый лидер в мировом производстве вычислительных машин – американский концерн «ИБМ» недооценил значение персональных ЭВМ. У истоков нового дела опять оказалась не устоявшаяся компания с сильными позициями в смежной области, а новички-пионеры («Эппл» и др.). На рубеже 90-ых годов можно было наблюдать еще одно повторение этой схемы. На этот раз с так называемыми рабочими станциями (воркстейшнз) – самым перспективным в настоящее время классом компьютеров. Новинку опять «проспали» все ведущие компьютерные фирмы мира. Описанные ситуации – не мелкие, локальные примеры. За ними – судьба важнейших отраслей промышленности. Это явно уже больше похоже не на ошибки отдельных недальновидных руководителей ведущих компаний, тут явно прослеживается некая закономерность. Первые подходы к объяснению феномена НТП на уровне конкретных фирм сделал великий австро-американский экономист Йозеф А. Шумпетер. В вышедшей в 1911 г. работе «Теория экономического развития» он разграничил две стороны хозяйственной жизни: рутинный кругооборот и развитие или инновацию. Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Участвующие в нем фирмы из прошлого опыта знают рецепты правильного поведения. Им просто принимать решения, т.к. ситуация понятна и легко предвидеть результаты своих действий. (Принцип «невидимой руки» А. Смита описывается как рутинное поведение фирм в экономике) Развитие экономики, т.е. не просто ее механическое расширение, а то постоянное качественное изменение, которое наблюдается при капитализме, не может вырасти из рутины. Возмутителем спокойствия выступает Предприниматель. Й. Шумпетер называет так не каждого капиталиста или главу фирмы, а только новатора. предприниматель нарушает устоявшуюся рутину ведения дел ради понятных пока только ему – но не окружающим! – выгод. Особенно важно, что «невидимая рука» рынка при этом не помогает, а противодействует Предпринимателю. Вырвав ресурсы из рутинного кругооборота, Предприниматель использует их на невиданный до тех пор манер. Й. Шумпетер называет это новыми комбинациями ресурсов и насчитывает пять возможных разновидностей новых комбинаций: 1) создание нового товара и/или услуги; 2) создание нового метода производства; 3) открытие нового рынка сбыта; 4) применение нового источника или вида сырья; 5) введение новых принципов организации деятельности фирмы. Вслед за этим результаты инновации проходят испытание рынком. Успех или неуспех нововведения зависит от объема спроса на новый товар, его цены, издержек и т.д., то есть определяется обычными рыночными силами.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |