Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика преподавания психологии




Человек как субъект труда. Стадии профессионального самоопределения.

Психология труда и основы профориентологии

Основные этапы развития субъекта труда (периодизация Е.А. Климова, Дж. Сьюпера). Уровни профессионализма (А.К. Маркова). Сущность профессионального самоопределения. Дать определение профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности (дошкольное детство, младший школьный возраста, подростковый возраст, ранняя юность, юность, молодость, пожилой возраст). Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения. Основные факторы кризисов профессионального самоопределения. Способы преодоления кризиса. Основные цели и задачи работы психолога со школьниками по профессиональному самоопределению.

Список рекомендуемой литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пос. для студ. вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

2. Климов Е.А.. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. – 512 с.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 480 с.

4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 496 с.

Организация лекционных, семинарских, практических, внеаудиторных занятий по психологии в образовательном пространстве средней и высшей школы.

Разные формы учебных занятий по психологии в средних и высших учебных заведениях. Лекция, ее основные функции. Психологические условия, принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции (вербальные и невербальные компоненты, содержательный аспект). Основная характеристика нетрадиционных лекций (проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-диалог, лекция-пресс конференция и д.т.). Популярные и проблемные лекции, особенность их проведения. Семинарские занятия по психологии, их функции. Типы семинарских занятий в зависимости от степени активности студентов. Основные функции практических и лабораторных занятий по психологии. Их организация и проведение. Типы уроков по психологии, их подготовка и проведение. Основные цели внеаудиторной работы в школе и в вузе (примеры).

Список рекомендуемой литературы:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.,2000 -80 с.

3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. - 250 с.


ВОПРОСЫ ИГАВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050706 – ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

1. Выделение психологии в самостоятельную науку. Программы построения психологии В.Вундта, Ф.Брентано, И.М.Сеченова.

2. Фрейдизм и неофрейдизм. Сущность психоанализа.

3. Бихевиоризм и необихевиоризм в психологии ХХ века. Основы поведенческой психотерапии.

4. Гештальт-психология. Гештальт-терапия.

5. Гуманистическая психология. Гуманистическое направление психотерапии.

6. Деятельностный подход в отечественной психологии. Теория поэтапного формирования умственных действий.

7. Возраст как проблема возрастной, педагогической, социальной психологии. Основные концепции возрастной периодизации психического развития человека (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.).

8. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие дошкольника: проблемы, специфика, норма и патология. Кризис семи лет.

9. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста. Роль психолога в адаптации ребенка к школьному обучению.

10. Характеристика когнитивного и социального развития в подростковом возрасте. Проблемы подросткового кризиса. Половая идентичность и сексуальное поведение подростков.

11. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие во взрослости. Задачи развития. Нормативные кризисы.

12. Учебная деятельность: предметное содержание, структура, характеристики, способы организации. Основные требования к осуществлению успешной учебной деятельности. Проблема учебной мотивации.

13. Проблема влияния обучения на развитие ребенка. Закономерности развития высших психических функций (Л.С.Выготский). Теория развития интеллекта (Ж.Пиаже).

14. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание, функции, стили. Проблема педагогических умений.

15. Понятие и структура педагогического общения. Функции педагогического общения. Педагогическая социальная перцепция. Тренинг педагогического общения.

16. Профессиональная Я-концепция педагога. Мотивация учителя. Проблема удовлетворенности профессией. Профессиональная деформация педагога. Программы психологической помощи педагогам.

17. Социализация личности. Зрелая и здоровая личность.

18. Понятие межличностных отношений. Виды отношений. Динамика отношений. Расстройства межличностных систем.

19. Понятие малой группы. Социально-психологические характеристики малых групп. Возрастная специфика протекания групповых процессов (концепция А.В.Петровского).

20. Личность в групповом процессе (позиция, статус, роль личности в группе, конформизм – нонконформизм, влияние группы на личность и личности на группу).

21. Методы психодиагностики, их классификация. Понятие валидности, надежности и точности.

22. Основные принципы и подходы к диагностике высших психических функций. Специфика проведения диагностики высших психических функций в разные возрастные периоды. Основные методы диагностики высших психических функций в различных возрастных группах.

23. Психодиагностика уровня интеллекта и способностей в дошкольном и школьном возрасте.

24. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы в дошкольном и школьном возрасте. Игровая коррекция. Психогимнастика.

25. Диагностика личностного развития учащихся (норма и патология). Психологическая помощь детям группы риска с нарушениями в поведении и общении.

26. Понятие, виды задержки психического развития. Оказание психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Функции психолога в работе психолого-медико-педагогической комиссии.

27. Психология эмоционально-значимых отношений. Специфичность понятия, типы любви, механизм возникновения и развития отношений. Эмоционально-значимые отношения как содержание в консультировании и психологическом просвещении в подростковом и юношеском возрасте.

28. Система семейных отношений. Структура, уровни. Диагностика семейных отношений.

29. Стадии развития и периодизация семейных отношений. Психологические кризисы развития семьи. Преподавание курса «Психология семейных отношений» в старшей школе.

30. Психология родительско-детских отношений. Основные правила воспитания ребенка в семье. Типологии семейного воспитания и родительского отношения. Роль психолога в оптимизации родительско-детских отношений.

31. Понятие «активного социально-психологического обучения». Основные цели, задачи. Методы активного обучения, их обучающая ценность.

32. Социально-психологический тренинг как активное обучение (виды тренинга, цели, задачи, основные процессы и феномены, диагностика СПТ).

33. Процедурные аспекты группы интенсивного обучения (формирование группы, режим работы, этапы и структура занятий, функции ведущего и т.п.).

34. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте: классификация, этиология, интервенция.

35. Психотерапия детей и подростков: игровая психотерапия, арттерапия, поведенческие техники и др.

36. Личность (понятие, структура). Классические отечественные и зарубежные теории и модели развития личности.

37. Психологическое консультирование. Основные цели, задачи, методы. Специфика консультирования в разные возрастные периоды.

38. Этапы консультативного процесса. Основные задачи, решаемые на каждом этапе. Техники, применяемые на различных этапах психологического консультирования.

39. Психологическое здоровье школьника как цель психологической службы в образовании.

40. Принципы и правила деятельности школьного психолога. Этика школьного психолога. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в образовании.

41. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: задачи, основные этапы. Критерии эффективности школьной психологической службы.

42. Природа человека. Психологические закономерности развития, присущие человеку.

43. Пространство и время бытия современного ребенка. Детство в условиях различных культур.

44. Теория конфликта: понятие «конфликт», классификация конфликтов, структура конфликта.

45. Конфликты на различных уровнях социальной системы (межличностные и межгрупповые конфликты, конфликты в семье, конфликты в организации).

46. Конфликты в педагогическом процессе. Разрешение педагогических конфликтов.

47. Внутриличностные конфликты.

48. Особенности развития одаренных детей и методы исследования одаренности.

49. Человек как субъект труда. Стадии профессионального самоопределения.

50. Организация лекционных, семинарских, практических, внеаудиторных занятий по психологии в образовательном пространстве средней и высшей школы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.