Форма организации обучения - определенная структурно-организационная и управленческая конструкция учебного занятия зависимости от дидактических целей, содержания и особенностей деятельности субъектов и объектов обучения
Формы организации обучения должны упорядочить учебный процесс, их ведущим признаком для классификации являются дидактические цели. В дидактическом процессе чаще выделяют четыре группы организационных форм: учебные занятия; практическая подготовка; самостоятельная работа; контрольные мероприятия.
К первой группе относятся: лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, индивидуальное занятие, учебная конференция, консультация, обучающая и др.; Эти организационные формы обучения имеют свои особенности их учета позволяет оптимизировать процесс обучения.
Ко второй группе относятся практические занятия. Практическое занятие – форма организации учебной деятельности, обеспечивающая связь теории и практики, соответствующая выработке у обучающихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
К третьей группе относятся самостоятельные работы, где предстоит работа с печатными источниками (учебниками, учебными пособиями, инструкциями, указаниями и т.п.), самостоятельное выполнение упражнения, изучения определенных вопросов, участие в работе кружков.
К четвертой группе - организационных форм контрольных мероприятий - относятся: экзамены (зачеты), модульный контроль, контрольные работы, контрольная проверка овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями по различным предметам, решения квалификационных задач.
МЕТОДЫ - пути, способы изучения педагогического явления и получения научной информации. Любой преподаватель исследует свою аудиторию при помощи методов практической работы, которые затем превращаются в методы научно-педагогических исследований. Эти методы выявляют пути для совершенствования учебно-педагогического процесса. Обычно эти методы делят на теоретические и практические. Теоретические методы: а) анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстракция, конкретизация, классификация, обобщение; б) сравнительно-исторический анализ, анализ литературы, архивных материалов или документов, моделирование; в) анализ базовых понятий исследования; г) причинно-следственный анализ изучаемых явлений; д) прогнозирование. Практические методы – их обычно еще называют эмпирическими методами. Эти эмпирические методы включают в себя: а) сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, обобщение опыта работы учителей и т.д.); б) оценивание (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум и др.); в) контроль и измерение (шкалирование, срезы, тесты); г) методы изучения педагогического процесса в измененных условиях (эксперимент, опытная проверка выводов исследования, опытное обучение), д) математические методы обработки данных (математические, статистические, табличные, графические методы). Часто в педагогических исследованиях применяются социологические методы (анкеты, интервью, рейтинг) и социально-психологические методы (социометрия, тестирование, тренинг). Охарактеризуем отдельные методы научно-педагогических исследований: 1) Наблюдение - восприятие педагогического процесса в естественных или лабораторных условиях. 2) Методы опроса - это анкетирование, интервьюирование, беседа и т.д. З) Изучение документации продуктов деятельности учащихся - анализ, изучение письменных и графических работ, личных дел учащихся. 4) Моделирование - это мысленное или наглядно-образная схема изучаемого процесса при помощи чертежей, словесных характеристик, описаний.5) Метод сравнительного исторического анализа - знакомство с методическими и печатными источниками. Преподаватель изучает историю вопроса, сравнивает, делает анализ различных подходов к проблеме. 6) Метод рейтинга - метод оценки компетентными судьями (экспертами), с полярными анкетами. 7) Метод оценки и самооценки - проводится в классе по определенным программам. 8) Метод ранговых оценок - применяется при анализе информации, где данные выстраиваются в порядке возрастания или убывания по степени ихпроявления 9) Метод педагогического консилиума - коллективное обсуждение результатов обследования при изучении ребенка. 10) Педагогический эксперимент. Он бывает несколько видов: констатирующий, уточняющий, обучающий, контрольный. 11.Средства обучения и педагогического контроля.
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения - это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для его усвоения.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:1)Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)2) Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)3)Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.
Эффективность процесса обучения тесно связана с проблемами педагогического контроля. Это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки.
В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на: текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся. Используются устный опрос, письменные контрольные работы и т.д. Цель тематического контроля - оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, устные опросы и зачеты по разделам программы, степень готовности самостоятельных проектов (рефератов) - задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого ученика перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов, и учащихся. Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление