КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия медицинских работников с руководством и пациентами
Цели образования в современном российском обществе. Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом и цели образования, как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны. Следует рассматривать два уровня целей образования.: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целей образования по отношению к личности обучаемого следует выделить: · раскрытие индивидуальных задатков личности; · приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре через освоение систематизированных основ наук и искусств; · ценностное воспитание и развитие мировоззрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем;
· физическое воспитание; · общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; · выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творчества и основы моральной, нравственной свободы. В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, профессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней. Педагогическое общение в деятельности медицинского работника – важная составляющая в профессиональной компетентности, позволяющая ему продуктивно организовывать взаимодействие с пациентами и их родственниками, передавать свой опыт и знания. Выделяют лечебно-профилактическую, психолого-просветительскую, социально-организаторскую функции, включающие педагогические компоненты общения: – в работе с пациентами – правильное выполнение ими назначений, нового образа жизни; – в работе с родственниками пациентов – проведение необходимых лечебных, профилактических, гигиенических процедур, наблюдение за состоянием больного, оказание первой помощи, профилактических мер; – коллеги, интерны, ординаторы – семинары, конференции, практика повседневной работы; – потенциальные пациенты – общение осуществляется через средства массовой информации; – в работе со студентами медицинских образовательных учреждений – на практических занятиях в поликлиниках, стационарах; – самообразование. Передача знаний пациенту медицинским работником невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности. К условиям, препятствующим полноценному, плодотворному общению медицинского работника и пациента относятся личностные черты, отрицательные эмоции, неумение выслушать, неготовность к партнерской позиции.
Специфика коммуникативной деятельности медицинского работника состоит в том, что общение происходит в двух основных его формах - в одном случае это средство организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в живом контакте. Категория общения в медицинской практике выглядит как форма деятельности и одновременно как отражение специфической потребности человека в контакте с другими людьми. Процесс общения в медицине выступает также процессом познания. Скрупулезное изучение психологических особенностей пациентов, может иметь значение в образовании тех или иных симптомов. Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа, интимно - личностное общение.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |