Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Методы и формы обучения в профессиональной деятельности врача




Мотивация темы:категория обучения является одной из основных категорий современной педагогической науки. Важно помнить, что в основе любого целенаправленного акта передачи информации лежат закономерности процесса обучения. Знание этих закономерностей, основных характеристик процесса обучения необходимо будущим специалистам для грамотной организованной передачи информации в рамках профессиональной деятельности.

Тема 4. Обучение в профессиональной деятельности врача.

Цель самоподготовки: после самостоятельного изучения вопросов темы студент должен знать развернутую характеристику процесса обучения.

 

План изучения темы:

1.Обучение как целостный процесс.

2.Содержание и особенности процесса обучения.

3.Функции обучения.

4.Виды обучения.

5. Закономерности обучения.

6. Движущие силы процесса обучения.

7. Принципы обучения.

Литература:

Основная:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское пед. агентство, 1996. - 602 с.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

3. Подласый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.

Дополнительная:

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Составитель и научный редактор В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: ACADEMIA, 2000. – 624 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение обучения

2. Представьте модель структуры учебного процесса.

3. Дайте характеристику системообразующим понятиям процесса обучения.

4. Дайте характеристику переменным составляющим учебного процесса (средства управления учебным процессом).

5. Покажите цикличность процесса обучения.

6. Представьте логику усвоения знаний.

7. Представьте логику овладения умениями.

8. Представьте логику овладения навыками.

9. Перечислите функции обучения.

10. Охарактеризуйте образовательную функцию обучения.

11. Дайте характеристику воспитательной функции обучения.

12. Охарактеризуйте развивающую функцию обучения.

13. Перечислите виды обучения.

 

Дополнительные задания на выбор студентов

- объясните значение и происхождение слова «дидактика»;

- раскройте соотношение понятия «обучение» с другими дидактическими категориями;

- в чем особенности раскрытия понятия «обучения» в двух аспектах: как явления и как процесса?

- охарактеризуйте признаки процесса обучения.

- охарактеризуйте понятие «цель обучения», сравните с понятием «цель образования»;

- каковы задачи обучения? Осветите этот вопрос на примере конкретной учебной дисциплины;

- раскройте понятие «содержание обучения», сопоставьте с понятием «содержание образования»;

- в чем сущность процесса обучения?

- какими документами регламентируется содержание процесса обучения?

- что такое типовая учебная программа? Какие составляющие образуют ее?

- каково назначение и какова структура рабочей учебной программы? В чем ее отличие от типовой учебной программы?

- что такое квалификационная характеристика?

- какова структура содержания обучения?

- как формируется «дидактическая оболочка» и научно-информационное «ядро» содержания обучения?

- определите сущность и функции преподавания;

- что такое «учение»? Какие составляющие учения обеспечивают образовательную и развивающую продуктивность этой деятельности студентов?

- какие факторы способствуют активизации учения?

- что в конечном счете характеризует процесс обучения?

- что является движущей силой процесса обучения? (дать развернутый ответ);

- охарактеризуйте три функции процесса обучения;

- определите звенья (этапы) обучения и их роль в процессе усвоения знаний.

- какие дидактические основания обеспечивают оптимальность процесса формирования знаний, навыков и умений?

- при каком условии можно считать, что методика формирования знаний эффективна?

- охарактеризуйте названные ниже и отличающиеся по глубине усвоения виды знаний: «знание-узнавание», «знание - репродукция», «знание-понимание», «знание – убеждение», «знание-применение», «знание-творчество».

- какие виды знаний недостаточны для вузовского обучения?

- раскройте содержание и обоснуйте психолого-педагогическую необходимость учета следующих принципов при формировании знаний:

- понимание обучающимся значимости усваиваемых знаний;

- усвоение научного значения каждого нового понятия, термина;

- ясность, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность изложения;

- постоянная связь знаний с практикой;

- обеспечение усвоения отношений знаний, их взаимосвязи, целостности;

- сочетание усвоения знаний с активизацией и развитием мышления (общего и профессионального);

- сформулируйте самостоятельно еще один принцип формирования знаний, опираясь на следующее утверждение В. И. Вернадского: «Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых фантазий. Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте, не верьте! Те, которые говорят так, не знают что такое разум».

Задания обязательные для выполнения в ходе самоподготовки:

1. Разработать педагогическую ситуацию в медицине.

План изучения темы:

1.Понятие о методах обучения. Структура метода.

2.Классификация методов обучения по различным основаниям.

3..Критерии выбора методов обучения.

4. Форма обучения, функции форм обучения.

5.Классификация и структура форм обучения: плановые, внеплановыеи др.

 

Литература:

Основная:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД. Ф. - 02 - педагогика)/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования.- 7-е изд., стер..- М.: Академия, 2007.- 567 с.

2. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студентов мед. вузов/под ред. Н.В.Кудрявой.-М.:Академия, 2006.-319 с.-(Высш. проф. образование). Гриф УМО

3. Методическое пособие для студентов по курсу "Психология и педагогика" (для педиатрического факультета)[Электронный ресурс]/ авт.-сост.: Т.Д.Василенко, Т.В.Недуруева, Е.В. Конищева; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та"; каф. психологии и педагогики. - Курск, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Издание только в электрон. виде.

Дополнительная:

1. Врач - педагог в изменяющемся мире: традиции и новации: учеб. пособие/ Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, А.С.Молчанова и др.; под ред. Н.Д.Ющука; ГОУ ВУГМЦ. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 302 с. Гриф МЗ РФ

2. Подласый, И.П. Педагогика: Новый куpс: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагог. специальностям: В 2 кн./ И.П.Подласый.- М.: ВЛАДОС Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2000.- 574 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый куpс: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагог. специальностям: В 2 кн./ И.П.Подласый.- М.: ВЛАДОС Кн.2: Процесс воспитания.- 2000.- 256 с.

4.Джуpинский, А.Н. Истоpия педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям/ А.Н.Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 431 с. Гриф МО РФ

Задания обязательные для выполнения в ходе самоподготовки:

1.Разработать педагогическую ситуацию в медицине.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.