КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация и ее влияние на учебно-познавательную и профессиональную деятельность человека
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация как процесс изменения состояния и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения) 2) узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получит достойное вознаграждение за свой труд) 3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе) 4) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. 5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов) 6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний) Установлено, что в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников. Группы мотивов находятся в динамической связи друг с другом, сочетаясь самым причудливым образом, в зависимости от обстоятельств. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов. Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Мотивы учения иногда подразделяются на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом. Но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Необходимо чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находиться в нем самом. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том. Какие причины побуждают его к действию. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, которые тем не менее могут быть очень сильными. Наконец, выделяются мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, и мотивы мнимые, которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человека является интерес. Интерес – реальная причина, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |