Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимулирование учебно-познавательной и профессиональной деятельности человека




«Стимулировать» в современном понимании значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Мало найдется факторов, сравнимых со стимулированием по эффективности своего влияния на продуктивность педагогического процесса. Стимулы опираются на потребности и мотивы и неотделимы от них. Важно подчеркнуть, что человек обычно испытывает одновременное действие различных потребностей и мотивов и поступает в соответствии с наиболее сильными побуждениями. Но может случиться так, что одновременно действуют с одинаковой силой разнонаправленные потребности и мотивы, вступающие между собой в конфликт. В таком случае человек оказывается перед необходимостью выбирать из нескольких возможных направлений то, по которому он будет действовать. Не последнюю, а может даже и главную роль, при этом выполняют стимулы, им отводиться роль спускового крючка в осуществлении намерения. Еще важнее их значение в конфликтной ситуации, когда с одной стороны стоят мотивы имеющие для человека нравственный смысл (чувство долга, ответственности), а с другой стороны – противоположные потребности, рационально менее ценные, но эмоционально более привлекательные. Произвести выбор, определиться, принять правильное решение и действовать в нужном направлении помогают стимулы.

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые в свою очередь связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Это очень трудный процесс, с которым не всегда справляется и взрослый человек, а тем более учащийся. Одного лишь понимания того, как нужно поступить далеко не достаточно. Нередко оказывается, что интеллект идет на поводу у эмоциональных переживаний. Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, то человек удовлетворяет свои физические потребности на 85%, а потребность в самовыражении и творчестве лишь на 10%. Из этого можно сделать вывод, что стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей. Бесполезно взывать человека к высоким целям, если он не готов еще ни понять, ни принять того, к чему его взывают. Понятно и то, что стимулирование по мере накопления опыта развития эмоциональной и интеллектуальной сфер должно развиваться по восходящей. Известно, что при наличии побуждающего мотива наши действия становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого от него на первый взгляд трудно ожидать. Что касается мотивации детей в школьном возрасте: 1) У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом; 2) Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, вопросы; 3) Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества; 4) дети любят творить, создавать что то необычное; 5) Огромную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.