Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 11




Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

 

Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, бес

еды с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением.

В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

"Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" [2, с. 37].

 

бращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял в жизни каждого человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.

Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.

Локк отстаивает собственную позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную точку зрения, гласившую, что в человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.

Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.

Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов и понятий, все они приобретаются в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с интересами других. Такое поведение Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.

Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.

Главная цель, ради которой мы должны приобретать знания, заключается в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия других в этом мире.

Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.

1) Необходимо отбросить лабиринт слов и фраз, которые изобретались и применялись с одной целью, - научиться искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».

2) Нет необходимости знать, каковы были мнения других людей. «Истина не нуждается в рекомендации, равно как и заблуждение не исправляется ею». Истину нельзя постичь, только руководствуясь авторитетом учителя, необходимо личное вовлечение в процесс ее поиска, то есть необходимо «воспитывать» свой разум, чтобы он мог объективно смотреть на вещи, анализировать их и приходить самостоятельно к выводам. Однако Локк не отрицает, как мы уже говорили, тот факт, что в процессе ознакомления с мыслями и суждениями других людей, сталкиваясь с новыми понятиями и принципами рассуждения, стремясь их постичь, человек развивает и совершенствует свой разум. «Знакомясь с этими мнениями во всем их разнообразии, противоречиях и необычности, мы можем узнать о тщеславии и невежестве рода человеческого, и это соображение научит нас скромности и осторожности».

3) Не стоит тратить много времени на изучение иностранных языков только для того, чтобы выделиться в обществе и достичь репутации ученого. Однако Локк делает исключение для тех языков, которые могут помочь нам в понимании священных писаний: «Священные писания, исходящие непосредственно от источника истины, являются вечной основой истины, и все, что помогает нам понять их истинный смысл, вполне достойно наших трудов и нашего изучения». Умение же говорить на своем родном языке дает много преимуществ, и на овладение этим усилием стоит затратить определенные усилия.

4) Следует отбросить древность и историю как запас рассказов и легенд, ибо, если речь идет о стремлении научиться мудрой жизни, мы не можем отдавать предпочтение рассказам о Цезаре или Александре перед историей Робин Гуда.

5) Следует исключить тонкости, далекие от жизни и бесполезные умозрительные суждения, такие как: где находился земной рай и какой плод был запрещен?

Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все они взаимно подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в выяснении и подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.

Предупредив нас об опасном пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую иерархию: наука о небе – наука о мудрости (разумное поведение и управление собой при различных обстоятельствах жизни) – специальная профессия, избираемая каждым человеком лично.

Когда же выбран предмет исследования, а тело и душа готовы к учению, необходимо:

-Поддерживать душу всегда настроенной к восприятию истины, поскольку истина есть подлинный объект для души; подходить к учению и к поискам знания с душой, стремящийся к истине.

-Стараться получить ясное и верное понятие о вещах, каковы они сами по себе, а не следовать за авторами книг, запоминая чужие аргументы, поскольку «мы обладаем как бы инстинктивным знанием истины, которая всегда наиболее приемлема для ума».

-Думать о вещах в отвлечении и обособлении их от слов. Лучше иметь дело непосредственно с идеями вещей.

-Полезно как не быть слишком уверенным в силе своего суждения, так и не быть слишком неуверенным в ней.

-Знать то, как далеко простираются наши способности.

-Подумать, какие доказательства может дать нам материал, которым мы уже располагаем.

-Держание перед собой схемы наук, которыми занимаешься, является подспорьем для памяти и средством избежать путаницы.

-Не мешает изучать самих себя, то есть свои способности и дефекты. Изучение своих слабостей и дефектов поможет найти средство для их исправления.

IV. Мысли о воспитании

Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией – как физической, так и духовной, - что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна только сила их природной одаренности, от самой колыбели, влечет их к прекрасному. Девять из десяти людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия.

IV.1. Наказание

Очень строгие наказания приносят в воспитание очень мало добра, напротив, они причиняют большой вред, и можно установить, что те дети, которые особенно часто подвергались наказаниям, редко выходят хорошими людьми. Все сводится к тому, что строгость, поскольку она необходима, тем уместнее, чем дети моложе, и, если она при правильном применении произвела свой эффект, ее следует ослабить и заменить более мягким способом обращения.

IV.2. Побои

Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания, так как он приводит к обоим упомянутым вредным последствиям; а они представляют собой Сциллу и Харибду, которые с той или другой стороны губят всякого, кто сворачивает с правильного пути.

Этот вид наказания совсем не способствует преодолению нашей естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым укрепляет в нас то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений от правильной жизни.

IV.3. Награды

Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по очень серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие к грамматике, танцам и к некоторым другим подобным предметам, не имеющим большого значения для их счастья или полезности в их жизни, и тем самым жертвуют их добродетелью, извращают правила их воспитания и приучают детей к роскоши, чванливости, жадности.

Телесные страдания и телесные удовольствия, когда они превращаются в награды или наказания, которыми рассчитывают воздействовать на детей, дают дурные результаты, ибо они только усиливают и укрепляют те наклонности, подчинение и подавление которых является нашей задачей.

IV.4. Добрая репутация

Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру.

Дети очень чувствительны к похвале и одобрению. Им доставляет удовольствие, если их уважают и ценят, особенно родители, и те, от кого они зависят. Поэтому, если отец их ласкает и хвалит, когда они ведут себя хорошо, и показывает внешнюю холодность и пренебрежение к ним, когда они ведут себя дурно, и если одновременно подобным же образом проявляют себя по отношению к ним матери и прочие окружающие, то потребуется немного времени, чтобы сделать детей чувствительными к этой разнице.

Чтобы глубже внедрить в сознание детей понятия чести и позора и чтобы придать последним больше веса, необходимо, чтобы эти отличные друг от друга состояния всегда сопровождались приятными или неприятными вещами – не в качестве специальных наград или наказаний за тот или другой поступок, а как обязательно причитающимися и всегда впадающими на долю тех, кто своим поведением поставил себя в положение человека одобряемого или неодобряемого. Такой способ обращения с детьми может в максимальной степени привести детей к убеждению, что человек, которого хвалят и отличают за хорошее поведение, обязательно встретит и любовь и ласку со стороны каждого, а в результате этого он будет иметь и всякие другие хорошие вещи.

IV.5. Принуждение

Так как дети в эту пору жизни более подвижны и деятельны, чем в какую бы то ни было другую, и так как им безразлично, чем заниматься, лишь бы быть чем-то занятыми, то для них все равно танцевать ли или играть в Scotch-hoppers. Но в отношении тех предметов, изучение которых мы считаем для них необходимым, единственным и важным расхолаживающим фактором является именно то обстоятельство, что от них этого требуют, что это становится их обязанностью, что из-за этого их бранят и мучают. Все это слишком урезывает их естественную свободу, которой они так сильно дорожат. Измените положение, и вы увидите, что они быстро переменят объекты приложения своих сил; особенно если они будут видеть перед собой примеры других, кого они уважают и ставят выше себя. А если устраивать так, чтобы то, чем занимаются на их глазах другие, прельщало их как привилегия более зрелого возраста или более высокого положения, то честолюбие и желание подвинуться вперед, подняться выше, желание стать похожими на людей, которые стоят выше их, заставят их приняться за работу и продолжать ее с усердием и удовольствием, - удовольствием, находимым в том, что они начали ее делать по собственному желанию; и немалым поощрением явиться для них в этих условиях наслаждение столь дорогой им свободой. Если ко всему этому присоединить удовлетворение, которое доставят им похвала и хорошая репутация, то можно думать, что не понадобится никаких других мер поощрения, чтобы возбудить в них прилежание и усердие в той мере, какая необходима.

V. Об обучении

Цель учения – знание, а цель знания – практика или передача знания другим. Правда, всякое усовершенствование в знании обычно сопровождается чувством удовольствия; но когда это чувство является единственной целью учения, последнее должно рассматриваться скорее как развлечение, чем серьезное дело: в этом случае оно должно быть отнесено к числу наших развлечений.

Сфера знания или познаваемых вещей так обширна, наша земная жизнь так коротка, а дверь, через которую знание вещей проникает в наш разум, так узка, что время всей нашей жизни должно быть признано слишком коротким, чтобы его могло хватить на ознакомление со всем тем, что мы в состоянии знать, но что нам не только подобает, но и весьма полезно знать. Деятельность неосмысленная обыкновенно в лучшем случае является лишь потерянным трудом. Поэтому нам следует упорядочить свое время и усовершенствовать свои способности в этом направлении насколько возможно лучше.

Знание, которое мы приобретаем в этом мире, не выходит за пределы этой жизни. Спасительное прозрение в иную жизнь не нуждается в помощи этих тусклых сумерек. Главная цель, ради которой мы должны приобретать знание здесь, заключается в использовании его ради благоденствия нашего и благоденствия других в здешнем мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.