Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 15. психология. При этом этика определяет цели педагогики, а психология формирует способы их осуществления




Билет 14

психология. При этом этика определяет цели педагогики, а психология формирует способы их осуществления.

В этом контексте необходимо обратиться к психологической концепции Гербарта. Он:

· Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений.

· Ввёл в науку понятия «ассоциация» и «апперцепция».

· Работал над осмыслением понятий «Сознание и бессознательное», между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Он уже использовал термин «вытеснение» (переход представления в область бессознательного).

Воспитание трактовалось Гербартом как управление, обучение и нравственное воспитание. Управление рассматривалось как центральный организационный процесс, достаточно жестко регламентировавший учебную деятельность учащихся. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания; вспомогательные — авторитет, любовь.

Гербарт вошел в историю педагогики как основоположник принципа воспитывающего обучения. Основа обучения – интерес. Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный.

Классические ступени обучения по Гербарту предопределили структуру объяснительно-иллюстративного, гербартианского урока на много лет вперед.

1. Ясность или углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала;

2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым;

3. Система (поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют).

4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения.

«Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806) формулирует основы системы обучения, применявшейся в немецкой гимназии и во многом заимствованные затем русской школой.

Сегодня под гербартианством понимается авторитарное образование, детерминирующее субъект-объектные отношения учителя и ученика (учитель – активный субъект, ученик – пассивный объект обучения).

ридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) обогатил педагогику принципом культуросообразности образования. «Руководство к образованию немецких учителей» (1835) было важной вехой в развитии теоретической педагогики. «При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...».

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам.

Таким образом, можно утверждать, что в XVIII – XIX вв. сложилась система педагогического знания, в рамках которой велся диалог (традиционная, авторитарная и гуманистическая, педоцентрическая системы обучения, природосообразность и культуросообразность), но которая, в то же время являлась достаточно целостной.

Вклад ведущих деятелей научной педагогики в ее развитие моежт быть сформулирован следующими положениями: Ж.-Ж. Руссо – основоположник теории естественного (свободного) воспитания, И.Г.Песталоцци развивал теорию элементарного образования, в которой просматриваются идеи развивающего педоцентричного обучения, И.Ф. Гербарт – создатель авторитарной очень практичной и технологичной системы обучения, базирующейся на множественности интересов учащихся, на жестком управлении и контроле. В.Ф.А. Дистервег – основатель принципа культуросообразности, учета национальной идеи в обучении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.