Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 13




Билет 12

В системе воспитания, Ж.-Ж. Руссо, большое внимание уделялось личности ребенка. Это был протест против сословного воспитания, характерного для феодализма. Он стремился показать, что правильное воспитание является средством решением коренных социальных проблем. Только путем воспитания можно перестроить мир. Власть и богатство создали неравенство, человек теряет свободу и стала испорченной, а испорченное общество способствует созданию испорченных людей. Поэтому ребенка (Эмиля) следует воспитывать вне феодальным обществом в соответствии с природой (природовидпови-дно). Обучать природосоответствующем - значит соблюдать законы розпитку организма ребенка и его способностей.

Ж.-Ж. Руссо считал, то простых людей, тружеников и их воспитывать нужно: они уже воспитании самой жизнью. Нужно воспитывать и перевоспитывать феодалов, аристократов и их дится, чтобы каждый и них стал человеком, а не иждивенцем. Поэтому голошиимгсрогмсиюго романа Руссо принял Эмиля - сына богатых родителей с мстою воспитать его настоящим человеком.

Рассмотрим возрастную периодизацию и содержание воспитания, Ж.-Ж. Руссо, который разделяет жизнь своего питомца на возрастные периоды:

а) под рождения до двух лет, когда особое внимание следует обращать на физическое воспитание б) от двух до двенадцати лет - период "сна разума", когда нужно развивать "внешние чувства", в) под 12 до 15 лет (умственное воспитание) д) от 15 до совершеннолетия (период нравственного и полового воспитания).

Ж.-Ж. Руссо охарактеризовал все периоды, определяя содержание, формы и методы обучения и воспитания в каждом из них.

В раннем детстве (до 2-х лет) основой является физическое воспитание. Новорожденного ребенка не нужно пеленать, потому что первый крик ребенка - "протест против несправедливости в обществе!".

После 12 рокик начинается умственное и трудовое воспитание детей. Это так называемый третий период (с 12 - 15 лет), во время которого необходимо развивать у подростков наблюдательность, самодеятельность, учить их работать в саду, на огороде, в поле, мастерские; учить чтению, письму, географии, естествознанию, астрономии, арифметики, геометрии.

До 17-18 лет юноше не следует говорить о религии, но Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит постепенно к познанию божественного начала.

Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в последующий период.

Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"

Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный
характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими
стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и
диалектические положения.

Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть
достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших
рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших
социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по
его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и
укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в
процессе воспитания.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци,
является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а
также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается
убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является
важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке,
идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из
состояния безжизненности и стать развитой силой. "Глаз", - говорил
Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука –
хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить".

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в
него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание
должно помочь ему осуществиться.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том чтобы развить все
природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть
разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его
природой. Педагог не должен подавлять естественного развития
подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это
развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые
могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие
с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому
человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся
человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих
человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Песталоцци считал, что "оказать детям помощь в развитии всех
человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание".
Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием
ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит
свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы
(природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо
держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци
стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы
человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он,
должно начаться с первого дня появления его на свет: "час рождения
ребенка есть первый час его обучения". Вот почему истинная педагогика
должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое
искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла
овладеть любая мать, ч том числе и простая крестьянка. Природосообразное
воспитание, начатое в семье должно за тем продолжаться в школе.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по
Песталоцци, естественным путем: любовь к людям – на основе собственных
детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных
толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум
развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством
усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к
труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил,
которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной
необходимости и его внутренней потребности.

Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с
самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому
пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от
рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той
последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным
и неизменным законам развития ребенка.

Осуществление идеи развивающего обучения в теории элементарного
образования И. Г. Песталоцци

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного
образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с
самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и
трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны
воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить
гармоническое развитие человека.

Одной из составляющих элементарного образования по Песталоцци является
"элементарное интеллектуальное образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков
человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и
привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков." Учение
Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из
своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно
связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает
требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его
гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось,
лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувствительных
восприятий, перерабатываемых за тем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на
наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате
наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения,
которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение
способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса
знаний и развивает его умственные способности. Необходимо "интенсивно
повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями".

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился
посредством системы специально подобранных для каждой степени обучения и
последовательно проводимых упражнений, которые развивают
интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к
мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и
предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими
элементами он считал число, форму, слово.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без
применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться
правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и
последовательно перехода от части к целому. Обучение должно идти, по его
мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к
чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он
не может справиться.

Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические
навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по
справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Он считал, что
школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями должна
обязательно прививать и умение и навыки. От умения человека действовать,
утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует
развитой ум и облагороженное сердце человека.

Умение действовать развивается специальными систематическими
упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности – "от
навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных".

Следующей составляющей элементарного образования по Песталоцци является
"физическое элементарное образование целью которого является правильное
гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку
спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших
физических навыков".

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и
укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического
воспитания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое
заставляет его играть, быть непосредственным, за все хвататься, всегда
действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного
воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и
организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его
физическим развитием.

Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения
простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни,
когда он ходит, ест, пьет, поднимет что-либо. Система таких
последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в
физическом отношении, но подготовит его к труду, сформирует у него
трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци
отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. Физическое
воспитание должно проходить в теснейшей связи с нравственным и трудовым
воспитанием.

Песталоцци предполагал создать особую "азбуку умений", которая содержала
бы физические упражнения в области простейших видов трудовой
деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.п.
Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои
физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения,
необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности.
Песталоцци стремился подготовить детей к предстоящей работе.

Заключительной составляющей элементарного образования по Песталоцци
является "нравственное элементарное образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков
человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных
суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков".

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать
гармонически развитого человека, который должен принять в будущем
полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в
ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.
Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению
Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве
удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье
закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к
матери постепенно распространяется на других членов семьи. "Отчий дом,-
восклицает Песталоцци, - ты школа нравов".

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в
школе, в которой отношение учителя к детям строится на основе его
отеческой любви к ним.

Песталоцци предпочитал "живое чувство каждой добродетели разговору о
ней". Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется
не путем нравоучения, а благодаря развитию у них моральных чувств и
созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения
детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и
выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным.
Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорил о религии естественной,
которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования,
Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального
обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.