КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Т. Рябченко
Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса Нарушения голоса и речи функционального характера в своей основе имеют невроз, выраженный в той или иной степени, и потому, уяснив нервно-психологические особенности больного, с самого начала все лечебные мероприятия следует подчинять тем требованиям, которые необходимы при лечении больного неврозом, особенно больного, изведавшего и пережившего неудачи предшествовавшего лечения. Такой больной склонен давать совершенно непредвиденные и неадекватные реакции на воздействие самых разнообразных раздражителей. Начинать лечение необходимо с умелого подхода к больному, стараться больше уделять ему внимания, проводить беседы с разъяснением сущности заболевания. Необходимо использовать внушение и психотерапию. Основываясь на учении И.П. Павлова, психотерапию следует понимать как терапию патогенетическую, базирующуюся на физиологическом анализе функциональных нарушений высшей нервной деятельности человека. Терапевтическое значение беседы следует расценивать двояко: у тех больных, у которых преобладают в картине их функционального расстройства голоса элементы повышенной возбудимости, беседа должна сопровождаться некоторым успокоением, снижением процесса возбуждения центральной нервной системы; на больных со слабым тормозным типом высшей нервной деятельности беседа также действует ободряюще и сопровождается некоторым уменьшением процесса торможения и, следовательно, усилением возбудительного процесса. После беседы и ларингостробоскопии проводится лечебная дыхательная гимнастика. Отрегулировав дыхание (короткий вдох и замедленный выдох), необходимо добиться гибкости речевого аппарата и его А. Т. Рябченко отдельных мышц, что достигается при помощи артикуляционной гимнастики, производимой одновременно с ортофонически-ми упражнениями (а — ну, ох — ты, ам — ба и пр.). При этом открывание рта производится в вертикальном направлении (опускание нижней челюсти при речи должно достигаться примерно на 2—3 см). Движения при открывании рта должны быть свободными. Язык должен лежать плотно и лишь кончиком касаться нижних зубов. Движением нижней челюсти, раскрыванием рта, регулированием движений языка достигается правильное направление звуков в позиции резонатора. Ортофонические упражнения начинаются с произношения звука м в тональности, свойственной обычной разговорной речи, с закрытым ртом (многократно). Вначале необходимо добиваться не обычного речевого звука, а звука, скорее похожего на мычание, — произносится тихо, без напряжения, отрывисто (только вначале), с обязательным направлением звука в позицию резонатора, а далее постепенно усиливается, но произносится спокойно, медленно и обязательно на выдохе. Губы при этом должны быть сомкнуты и несколько вытянуты. Переходя к озвучанию согласных с гласными, вначале объясняется больному правильное произношение каждой фонемы, слова и нужное число повторений. Фонемы подбираются индивидуально, в зависимости от вида нарушения голоса или от отсутствия звучности, позиции воспроизведения голоса, состояния фонационного дыхания и общего состояния больного. Лучшим примером для начала являются следующие сочетания фонем:
Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях г Безударное произношение сменяется ударным и i После произношения короткого слова — Боря, мш пруд — строится короткая фраза — миру мир, заре чу. Фразу можно удлинять. От отраженной речи по следует переходить к спонтанной речи, усвоив и; звучание согласных с гласными; дальнейшее разв ка целесообразно начинать с упражнений напевно тера, звучание согласных с гласными чередуя с рече изношением. Особой тщательности требует правильное, своев] проведение ортофонических упражнений. В конеч! они приводят к восстановлению единой координщ деятельности дыхательного, артикуляционного а голосовых связок и речевой функции, в целом обес мой взаимодействием первой и второй сигнальной Кроме описанного выше лечения, больным с с[ нальным нарушением голоса и речи целесообразно н общеукрепляющее лечение (бромиды, электрофор никовой зоны с хлористым кальцием от б до 15 m тяжении 12 дней). Лечение витаминами, водолеч< обходимо больному обеспечить нормальный сон. У больных с преобладанием явлений мышечно; ти — паретического состояния гортани, выража в недостаточной фонаторной подвижности истинн совых связок, — врач ортофонические упражнеш дит одновременно с воздействием синусоидальные частотных модулированных тонов. Анализ результата лечения данной группы болы плексным методом (лечебная дыхательная гимнас тофонические упражнения, воздействие синусои модулированных тонов) показал, что клиническое в ление наступало в 80,16%, улучшение — 16,5%, I шения — 3,34%. Отдаленные результаты хорошие вы единичны. Профилактика функциональных нарушений речи слагается из мероприятий по предупреждени за и фиксации нервной системой неправильных на! лосообразования. Очерки по патологии речи и голоса / Под pt пидевского. — М., 1967. — Вып. 3. — С. 2 Е.С. Алмазова Методика восстановления и развития голоса у детей Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и восстановительного — и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. Упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование — это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования. Подготовительный этап логопедических занятий Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. У детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Пси-
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |