Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Г. Шембель




Механические дислалии 165

Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последо­вательности. В комплекс включаются массаж, артикуля-торная гимнастика, постановка звуков.

Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти. Начиная с легких поглаживаний, постукиваний и разминаний, нужно посте­пенно переходить к более энергичным движениям с большим охватом радиуса тканей. При этом надо наблюдать за состо­янием массируемых тканей, чтобы не вызвать их поврежде­ния и чрезмерного раздражения. Если массируется кожа, то на руки массажиста наносится тальк. Поглаживания про­изводятся с постепенным увеличением амплитуды движе­ний, вначале в спокойном состоянии, а затем с противодей­ствием, т. е. с сопротивлением этому поглаживанию. Например, при поглаживании губ от середины кнаружи ре­бенок должен сопротивляться этому движению и вытягивать губы в трубочку.

Артикуляторная гимнастика делается активно самим больным, а в случае затруднений — пассивно, т. е. с механи­ческой помощью. Например, кончик языка поднимают вверх марлевой салфеточкой. Для развития движений ис­пользуется и своеобразная механотерапия, т. е. воспитание движений с помощью специальных аппаратов, приборов (В.Ю. Курляндский).

Наиболее сложным разделом логопедической работы яв­ляется постановка звуков. Поэтому при исправлении звуко-произношения приходится ставить звуки не обычным путем, а с учетом индивидуальных особенностей строения артику-ляторного аппарата. Так, например, при деформации нижней губы можно довольствоваться произношением губно-зубных звуков в, ф, за счет сближения верхней и нижней губ. При Укороченной подъязычной связке можно ограничиться фор­мированием звуков ш, ж, ч, щ за счет выгибания спинки язы­ка. При отсутствии резцов звуки с, з, ц можно формировать за счет участия губ и т. д.

Что касается введения поставленных звуков в речь, то в этом отношении приемы работы при механической дис­лалии не отличаются от последовательности логопедических мероприятий при функциональной дислалии.




Как уже говорилось, анатомические изменения артику­ляционного аппарата могут возникать в процессе жизни ре­бенка. Образование некоторых дефектов строения органов речи можно предупредить либо ослабить, используя педа­гогические или медицинские приемы. Большое внимание в этой связи должны уделять воспитатели выявлению и ус­транению дурных привычек у детей, например, сосание пальца, языка, губ, так как в связи с длительным раздра­жением (давлением) происходит отклонение в развитии зубов и даже челюстей.

Постоянное наблюдение, контроль и отвлечение ребенка путем активного участия его в специальных занятиях, иг­рах, а не только разъяснение, что сосать палец или язык пло­хо, помогут постепенно отучить ребенка от этой плохой при­вычки. Дать точный рецепт в таких случаях невозможно. Однако некоторые общие рекомендации существуют. Так, необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок прибегает к дурной привычке и, наоборот, когда забывает о ней.

В результате такого наблюдения у воспитателя складыва­ется определенное представление о тех ситуациях, которые провоцируют, подкрепляют дурное занятие или отвлекают ребенка от него. На этом основании можно построить целую систему заданий, игр, во время которых ребенок забывает о вредной привычке. Однако эти игры, поручения, занятия надо строить так, чтобы дети не чувствовали, что это орга­низуется для какого-то определенного ребенка, т. е. не надо подчеркивать его особое поведение перед всеми детьми. Не­редко ребенок сам понимает, что он делает плохо, и стесня­ется своей дурной привычки, но сознательно отказаться от нее он не может. Это объясняется тем, что привычка с физи­ологической точки зрения является прочно закрепившейся системой условных рефлексов. Поэтому, как только возни­кают условия, провоцирующие замыкание условнорефлек-торной связи, помимо сознания, желания ребенка «срабаты­вает» упрочившийся навык, и ребенок незаметно для самого себя снова сосет палец или язык.

Кроме педагогических приемов, в таких случаях могут оказать помощь врачи стоматологи-ортодонты. Поэтому, если воспитатель замечает у ребенка дурную привычку, ко­торая может повлиять на строение артикуляционного аппа-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.