Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правосознание, законность, правопорядок 2 страница





Принцип единства законности заключается в том, что, не­смотря на многообразие действующих в государстве норматив­но-правовых актов и других источников права, законность в масштабах всей страны должна быть единой. Еще В. И. Ленин в письме «О «двойном» подчинении и законности» обращал вни­мание на то, что «законность не может быть калужская и казан­ская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик»1. Единство законности обусловлено тем, что право - это единая система норм, осущест­вляющая единообразное регулирование основных общественных отношений на всей территории страны. Даже в федеративных государствах, где наряду с федеральной системой законодатель­ства существуют также региональные системы законодательства, сохраняется единообразное регулирование важнейших общест­венных отношений, поскольку региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Коль скоро право пред­ставляет собой единую в масштабах страны систему норм, осуществляющую единообразное регулирование основных об­щественных отношений, то соблюдение, исполнение, а также применение норм права должно быть единообразным. И хотя нормы позитивного права устанавливаются различными норма­тивно-правовыми актами, это не должно создавать разнобоя в правовом регулировании, поскольку между нормативными акта­ми существует известная соподчиненность, согласно которой нормативные акты меньшей юридической силы должны соответ­ствовать нормативным актам более высокой юридической силы. Если же между нормативными актами возникают противоречия, они снимаются устанавливаемыми на эти случаи коллизионными нормами. Кроме того, нормативные акты, противоречащие вы­шестоящим нормативным актам, подлежат отмене.

Принцип единства законности, к сожалению, не всегда должным образом претворяется в жизнь. Так, например, в нашей стране до сих пор не устранены противоречия между федераль­ным и региональным законодательством, вследствие чего в ряде субъектов Российской Федерации продолжают действовать нор-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 198.


мативно-правовые акты, противоречащие федеральному законо­дательству и даже Конституции РФ. Это создает разнобой в пра­вовом регулировании и подрывает основы законности.

Принцип верховенства закона проявляется в том, что в го­сударстве должны господствовать законы, а в правовом государ­стве - правовые законы. Законы, как отмечалось ранее (см. тему 8), содержат первичные нормы права. Они создают основу ре­жима законности в стране. Поэтому ни один подзаконный нор­мативный акт не должен противоречить закону. Если же подза­конный нормативный акт вступает в противоречие с законом, действует и применяется закон, а само издание подобных подза­конных актов должно рассматриваться как нарушение режима законности.

Принцип приоритета международного права закреплен в части 4 ст. 15 Конституции РФ, где, как уже не раз отмечалось, говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора. В этой связи в го­сударстве не должны приниматься законы, противоречащие ме­ждународным договорам РФ. Если же такое противоречие все-таки возникло, то при применении права предпочтение должно отдаваться международным договорам.

Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности состоит в том, что нельзя обхо­дить закон, отступать от него под тем предлогом, что закон яко­бы устарел, перестал быть эффективным и поэтому его примене­ние нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению. Поэтому правоприменительные органы не вправе судить о целесообразности или нецелесообразности закона, а должны отыскивать наиболее целесообразное решение в рамках действующего закона, но не за его пределами. В противном слу­чае будет иметь место нарушение режима законности.

Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц состоит в том, что должностные лица, при-


нимая властные решения, должны руководствоваться не личны­ми или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и требованиями морали, учитывая при этом ин­тересы государства, общества, каждого отдельного человека.

Принцип неотвратимости юридической ответственности, о котором уже говорилось в предыдущей теме, применительно к режиму законности выражается в том, что компетентные госу­дарственные органы, не должны оставлять без внимания ни одно правонарушение и своевременно привлекать правонарушителей к ответственности. В противном случае в обществе начинает складываться атмосфера вседозволенности и безнаказанности, что отнюдь не способствует укреплению режима законности.

3. Понятие и принципы правопорядка. Правопорядок самым непосредственным образом связан с законностью, поскольку правопорядок складывается в результате надлежащей реализации правовых норм. Реализацией правовых норм (реали­зацией субъективных прав и обязанностей), как отмечалось в теме 14, завершается правовое регулирование конкретных обще­ственных отношений, что приводит к их упорядочению, к созда­нию в обществе определенного порядка, который и принято именовать правопорядком.

Обычно под правопорядком понимают состояние упорядо­ченности общественных отношений, образовавшееся в результа­те реализации правовых норм. Дело в том, что термин «правопо­рядок» (по-другому - «правовой порядок») дословно означает не что иное, как порядок, основанный на праве. Под порядком же понимается правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь1.

Вместе с тем характеристика правопорядка только как со­стояния упорядоченности общественных отношений, образо­вавшегося в результате реализации правовых норм, представля-

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. К Ю. Шведовой. М., 1987. С. 459.


ется несколько упрощенной, так как не учитывает некоторых других аспектов этого достаточно сложного феномена. Во-первых, понимание правопорядка, как правило, связывается только с позитивным правом, т. е. с правом в юридическом смысле, в то время как право в общесоциальном смысле тоже порождает известный правопорядок. Во-вторых, правопорядок сводится по сути дела только к реализации правовых норм, к правомерному поведению субъектов, вследствие чего из поля зрения выпадает порядок, установленный нормами позитивного права, который в какой-то мере тоже является правопорядком.

Исходя из того, что правопорядок является результатом действия права как в юридическом, так и в общесоциальном смысле, следует различать правопорядок в общесоциальном и правопорядок в юридическом смысле. Правопорядок в общесо­циальном смысле — это порядок, основанный на праве в обще­социальном смысле, и, прежде всего, на естественном праве. Данный правопорядок возникает в обществе независимо от госу­дарства и представляет собой состояние, систему общественных отношений, сложившуюся на основе права в общесоциальном смысле и его фактической реализации. Такой правопорядок можно рассматривать как подлинный, действительный правопо­рядок, поскольку он складывается на основе права.

Правопорядок в юридическом смысле - это порядок, осно­ванный на позитивном праве. Данный правопорядок возникает по воле государства и представляет собой, с одной стороны, со­стояние урегулированности, упорядоченности определенных ви­дов общественных отношений нормами позитивного права, а, с другой - фактически складывающиеся в результате реализации норм позитивного права конкретные общественные отношения. В этой связи имеет смысл говорить о формальном и фактиче­ском правопорядке1.

Формальный правопорядок - это система общественных отношений, урегулированных нормами позитивного права. Он

1 Формальный и фактический правопорядок различает в частности В. С. Нерсе-сянц, с той лишь разницей, что первый он называет абстрактно-должным, а второй - реальным правопорядком (см.: Нерсесящ В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 529-530).


закрепляется в нормативных правовых актах и других источни­ках права и существует независимо от того, реализуются нормы позитивного права или нет. Нормы права, регулируя тот или иной вид общественных отношений, определяют, какими долж­ны быть эти отношения, как должны действовать их участники, какими юридическими правами и обязанностями они могут и должны обладать, какие меры юридической ответственности мо­гут быть к ним применены в случае неисполнения того, что предписано нормами права. Фактический же правопорядок -это уже реально функционирующий формальный правопорядок, т. е. это упорядоченные в результате реализации норм позитив­ного права конкретные общественные отношения.

Различая формальный и фактический правопорядок, следу­ет, однако, иметь в виду, что формальный правопорядок - это еще не правопорядок, сложившийся в обществе. Формальный правопорядок создает лишь основу для фактического правопо­рядка, который и выступает в качестве правопорядка, реально существующего в обществе. Тем не менее, формальный и факти­ческий правопорядок тесно связаны между собой. Эта связь про­является в том, что формальный правопорядок без реализации правовых норм остается правопорядком лишь на бумаге, тогда как фактический правопорядок невозможен без формального правопорядка, т. е. без нормативно-правовой урегулированности общественных отношений.

Исходя из того, что реально существующий в обществе пра­вопорядок (правопорядок в юридическом смысле) - это фактиче­ский правопорядок, его можно определить как состояние фак­тической упорядоченности общественных отношений, сло­жившееся в обществе в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами.

Правопорядок в юридическом смысле характеризуется сле­дующими признаками:

во-первых, он предусмотрен нормами позитивного права. Это значит, что правопорядок первоначально должен получить формальное закрепление в нормах позитивного права;

во-вторых, фактически правопорядок складывается в ре­зультате реализации норм позитивного права конкретными


субъектами. Без реализации норм права конкретными субъекта­ми правопорядок останется правопорядком лишь на бумаге, фак­тической же упорядоченности общественных отношений не про­изойдет;

в-третьих, это состояние фактической упорядоченности, организованности общественных отношений;

в-четвертых, важнейшим атрибутом правопорядка явля­ется законность. Поскольку законность предполагает надлежа­щую реализацию норм позитивного права всеми субъектами, то состояние упорядоченности общественных отношений возможно только в условиях режима законности;

в-пятых, правопорядок обеспечивается, поддерживается государством. Государство устанавливает нормы права с целью упорядочения общественных отношений, создания в обществе определенного правопорядка. Обеспечивая действие норм права, государство тем самым обеспечивает и правопорядок.

Правопорядок, как и законность, базируется на целом ряде принципов, которые составляют основу его содержания. Вопрос о принципах правопорядка еще не получил должного исследова­ния в отечественной юридической науке, в связи с чем во многих учебниках по теории государства и права о них ничего не гово­рится. Из числа тех принципов правопорядка, которые рассмат­риваются в отдельных учебниках, представляется целесообраз­ным выделить следующие: системность, определенность, ор­ганизованность, единство и устойчивость.

Принцип системности означает, что правопорядок склады­вается на основе системы правовых норм и представляет собой не разрозненные акты поведения людей, а сложившуюся в обще­стве систему отношений.

Принцип определенности проявляется в том, что правопо­рядок складывается преимущественно на основе правовых норм, обладающих формальной определенностью. Вследствие этого правопорядок в основе своей выступает как четкая, строго опре­деленная система общественных отношений, складывающаяся в результате реализации норм права.

Принцип организованности говорит о том, что правопоря­док складывается в обществе не стихийно, а при организующей


роли государства. Государство формирует правопорядок, опре­деляя его основы в нормах права и добиваясь их надлежащей реализации всеми субъектами.

Принцип единства правопорядка вытекает из единообраз­ного правового регулирования важнейших общественных отно­шений и единства законности. В результате единообразного пра­вового регулирования общественных отношений и действия принципа единства законности в обществе складывается единый правопорядок.

Наконец, принцип устойчивости свидетельствует о том, что правопорядок в основе своей носит устойчивый, стабильный характер. Его устойчивость основана, прежде всего, на стабиль­ности законодательства. Кроме того, устойчивость правопорядка обеспечивается деятельностью правоохранительных органов, призванных пресекать любые попытки дестабилизации правопо­рядка. Вместе с тем следует иметь в виду, что устойчивость пра­вопорядка является относительной, поскольку законодательство на месте не стоит, а в процессе совершенствования изменяется. Изменения в законодательстве ведут к определенным изменени­ям и правопорядка, но в основе своей правопорядок, тем не ме­нее, остается стабильным.

Правопорядок не следует отождествлять с общественным порядком. Общественный порядок - это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в об­ществе в результате реализации социальных норм конкретными субъектами. Отсюда правопорядок является частью обществен­ного порядка, поскольку нормы права - это часть социальных норм. Причем правопорядок является основной, главной частью общественного порядка, так как в системе социально-нормативного регулирования нормы права занимают централь­ное место и играют ведущую роль. Иногда понятию «общест­венный порядок» придается более узкий смысл и в этом случае под общественным порядком понимают порядок, складываю­щийся в общественных местах. Однако в таком значении поня­тие «общественный порядок» употребляется крайне редко.

Будучи частью общественного порядка, правопорядок тесно с ним связан. Эта связь выражается в их единой социальной при-


роде и обусловленности закономерностями и целями обществен­ного развития. Вместе с тем между ними существуют и разли­чия. К наиболее важным из них принято относить следующие:

во-первых, у них разная нормативная основа. Если для ус­тановления общественного порядка необходима вся совокуп­ность социальных норм, то для установления правопорядка дос­таточно только норм права;

во-вторых, они не совпадают по происхождению. Если об­щественный порядок появляется одновременно с обществом, то правопорядок - только с возникновением государства и права;

в-третьих, они по-разному обеспечиваются. Если общест­венный порядок обеспечивается всем обществом, то правопоря­док - государством.

4. Гарантии законности и правопорядка. Для того чтобы законность и правопорядок существовали и господствова­ли в обществе, их необходимо определенным образом обеспечи­вать. Поскольку законность и правопорядок являются результа­том действия норм позитивного права, то в обеспечении закон­ности и правопорядка должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. Именно государство должно создавать опре­деленные условия для господства в обществе законности и пра­вопорядка и принимать специальные меры по их обеспечению. Однако законность и правопорядок в обществе обеспечивается не только усилиями государства. Как правило, и в самом обще­стве складываются определенные условия, способствующие обеспечению законности и правопорядка. Все эти условия, а также специальные меры государства по обеспечению законно­сти и правопорядка, составляют систему гарантий законности и правопорядка в обществе.

Все гарантии законности и правопорядка ввиду их многооб­разия традиционно подразделяются на общие и специальные.

К общим гарантиям принято относить условия, которые складываются в самом обществе и, так или иначе, способствуют обеспечению законности и правопорядка. Их составляют эконо­мические, политические, идеологические, социальные и не­которые другие гарантии.


Экономические гарантии представляют собой определен­ные условия, которые складываются в экономической сфере об­щества. К ним следует отнести надлежащую организацию эко­номической жизни общества, отлаженный хозяйственный меха­низм, стабильность в экономике, устойчивую денежную систему, низкий уровень инфляции и т. п. Все это способствует укрепле­нию законности и правопорядка в обществе, хотя, разумеется, не создает стопроцентных гарантий тому, что они не будут нару­шаться.

Политические гарантии - это определенные условия в по­литической сфере общества. К ним следует отнести такие усло­вия, как режим демократии, политическую стабильность, нали­чие политической воли, направленной на укрепление законности и правопорядка в стране, сильную государственную власть, спо­собную обеспечить реализацию своих велений и некоторые дру­гие.

К идеологическим гарантиям относят такие условия, как наличие в обществе достаточно высокого уровня правового и нравственного сознания, общей и правовой культуры должност­ных лиц и населения в целом. Особое влияние на состояние за­конности и правопорядка оказывает правовая культура, которая предполагает знание законов, уважительное отношение к ним и правомерное поведение.

Социальные гарантии законности и правопорядка состав­ляют такие условия, как наличие развитой системы социальных услуг, государственная защита социально ущемленных слоев населения, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы и др.

К специальным гарантиям законности и правопорядка, ко­торые нередко называют также правовыми гарантиями, относят­ся определенные меры, которые принимаются государством в целях обеспечения законности и правопорядка. Среди наиболее важных из них можно выделить следующие:

во-первых, это меры, направленные на совершенствование законодательства. Они связаны с устранением пробелов в зако­нодательстве, повышением его качества и эффективности;


во-вторых, это борьба с коррупцией, беззаконием и произ­волом в системе государственных органов;

в-третьих, это решительная борьба с правонарушениями во всех сферах общественной жизни, своевременное привлечение правонарушителей к юридической ответственности;

в-четвертых, это профилактика правонарушений, своевре­менное их выявление и пресечение;

в-пятых, это надлежащее применение права компетентными органами, выражающееся в вынесении законных, обоснованных, целесообразных и справедливых решений;

в-шестых, это обеспечение и защита прав и свобод граждан;

в-седьмых, это осуществление эффективного контроля и надзора за состоянием законности и правопорядка;

в-восьмых, это кадровое и материально-техническое укреп­ление правоохранительных органов, оптимизация их деятельно­сти по обеспечению законности и правопорядка.

В литературе выделяются и некоторые другие гарантии за­конности и правопорядка, относящиеся к специальным.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под правосознанием? Каковы его структурные элементы и виды?

2. Что такое законность? В каких качествах она может проявляться и каковы ее принципы (требования)?

3. Что понимается под правопорядком в общесоциальном и юри­дическом смысле? Каковы признаки и принципы правопорядка? Что такое общественный порядок и как он соотносится с право­порядком?

4. Каковы общие и специальные гарантии законности и правопо­рядка?

Литература

1. Артемов, В. М. Правопорядок в современном российском обще­стве: концептуальные обоснования и инновации / В. М. Артемов. -М.:[б. и.], 1998.-145 с.

2. Бегинин, В. И. Общественное правосознание и государствен­ность / В. И. Бегинин. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1993. -130 с.

3. Борисов, В. В. Правовой порядок развитого социализма / В. В. Борисов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1977. -408 с.


4. Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь. - М.: Юрид. лит., 1976. - 214 с.

5. Законность в Российской Федерации / авт. кол.: S. Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, И. М. Колосова. - М.: Спарк, 1998. - 215 с.

6. Евдокимова, Е. Г. Правовой режим законности: теория и исто­рия / Е. Г. Евдокимова, Р. А. Ромашов // Правоведение. - 2000. -№5.-С. 261-271.

7. Лисюткин, А. Б. К понятию законности / А. Б. Лисюткин // Правоведение. - 1993. - № 5. - С. 108-112.

8. Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. - М.: Юрид. лит., 1973. - 344 с.

9. Мураметс, О. Ф. Правопорядок в развитом социалистическом обществе / О. Ф. Мураметс, Т. М. Шамба. - М.: Юрид. лит., 1979. -176 с.

10. Рабинович, П. М. Проблемы теории законности развитого со­циализма / П. М. Рабинович. - Львов: Вища школа, изд-во при Львов, ун-те, 1979. - 204 с.

11. Фарбер, И. Е. Правосознание как форма общественного созна­ния / И. Е. Фарбер. - М.: Юрид. лит., 1963. - 181 с.

12. Юрашевич, Н. М. Правосознание и право: общность и различия / Н. М. Юрашевич // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 69-74.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.