КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правосознание, законность, правопорядок 2 страница
Принцип единства законности заключается в том, что, несмотря на многообразие действующих в государстве нормативно-правовых актов и других источников права, законность в масштабах всей страны должна быть единой. Еще В. И. Ленин в письме «О «двойном» подчинении и законности» обращал внимание на то, что «законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик»1. Единство законности обусловлено тем, что право - это единая система норм, осуществляющая единообразное регулирование основных общественных отношений на всей территории страны. Даже в федеративных государствах, где наряду с федеральной системой законодательства существуют также региональные системы законодательства, сохраняется единообразное регулирование важнейших общественных отношений, поскольку региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Коль скоро право представляет собой единую в масштабах страны систему норм, осуществляющую единообразное регулирование основных общественных отношений, то соблюдение, исполнение, а также применение норм права должно быть единообразным. И хотя нормы позитивного права устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, это не должно создавать разнобоя в правовом регулировании, поскольку между нормативными актами существует известная соподчиненность, согласно которой нормативные акты меньшей юридической силы должны соответствовать нормативным актам более высокой юридической силы. Если же между нормативными актами возникают противоречия, они снимаются устанавливаемыми на эти случаи коллизионными нормами. Кроме того, нормативные акты, противоречащие вышестоящим нормативным актам, подлежат отмене. Принцип единства законности, к сожалению, не всегда должным образом претворяется в жизнь. Так, например, в нашей стране до сих пор не устранены противоречия между федеральным и региональным законодательством, вследствие чего в ряде субъектов Российской Федерации продолжают действовать нор- 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 198. мативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Это создает разнобой в правовом регулировании и подрывает основы законности. Принцип верховенства закона проявляется в том, что в государстве должны господствовать законы, а в правовом государстве - правовые законы. Законы, как отмечалось ранее (см. тему 8), содержат первичные нормы права. Они создают основу режима законности в стране. Поэтому ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону. Если же подзаконный нормативный акт вступает в противоречие с законом, действует и применяется закон, а само издание подобных подзаконных актов должно рассматриваться как нарушение режима законности. Принцип приоритета международного права закреплен в части 4 ст. 15 Конституции РФ, где, как уже не раз отмечалось, говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи в государстве не должны приниматься законы, противоречащие международным договорам РФ. Если же такое противоречие все-таки возникло, то при применении права предпочтение должно отдаваться международным договорам. Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступать от него под тем предлогом, что закон якобы устарел, перестал быть эффективным и поэтому его применение нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению. Поэтому правоприменительные органы не вправе судить о целесообразности или нецелесообразности закона, а должны отыскивать наиболее целесообразное решение в рамках действующего закона, но не за его пределами. В противном случае будет иметь место нарушение режима законности. Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц состоит в том, что должностные лица, при- нимая властные решения, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и требованиями морали, учитывая при этом интересы государства, общества, каждого отдельного человека. Принцип неотвратимости юридической ответственности, о котором уже говорилось в предыдущей теме, применительно к режиму законности выражается в том, что компетентные государственные органы, не должны оставлять без внимания ни одно правонарушение и своевременно привлекать правонарушителей к ответственности. В противном случае в обществе начинает складываться атмосфера вседозволенности и безнаказанности, что отнюдь не способствует укреплению режима законности. 3. Понятие и принципы правопорядка. Правопорядок самым непосредственным образом связан с законностью, поскольку правопорядок складывается в результате надлежащей реализации правовых норм. Реализацией правовых норм (реализацией субъективных прав и обязанностей), как отмечалось в теме 14, завершается правовое регулирование конкретных общественных отношений, что приводит к их упорядочению, к созданию в обществе определенного порядка, который и принято именовать правопорядком. Обычно под правопорядком понимают состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате реализации правовых норм. Дело в том, что термин «правопорядок» (по-другому - «правовой порядок») дословно означает не что иное, как порядок, основанный на праве. Под порядком же понимается правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь1. Вместе с тем характеристика правопорядка только как состояния упорядоченности общественных отношений, образовавшегося в результате реализации правовых норм, представля- 1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. К Ю. Шведовой. М., 1987. С. 459. ется несколько упрощенной, так как не учитывает некоторых других аспектов этого достаточно сложного феномена. Во-первых, понимание правопорядка, как правило, связывается только с позитивным правом, т. е. с правом в юридическом смысле, в то время как право в общесоциальном смысле тоже порождает известный правопорядок. Во-вторых, правопорядок сводится по сути дела только к реализации правовых норм, к правомерному поведению субъектов, вследствие чего из поля зрения выпадает порядок, установленный нормами позитивного права, который в какой-то мере тоже является правопорядком. Исходя из того, что правопорядок является результатом действия права как в юридическом, так и в общесоциальном смысле, следует различать правопорядок в общесоциальном и правопорядок в юридическом смысле. Правопорядок в общесоциальном смысле — это порядок, основанный на праве в общесоциальном смысле, и, прежде всего, на естественном праве. Данный правопорядок возникает в обществе независимо от государства и представляет собой состояние, систему общественных отношений, сложившуюся на основе права в общесоциальном смысле и его фактической реализации. Такой правопорядок можно рассматривать как подлинный, действительный правопорядок, поскольку он складывается на основе права. Правопорядок в юридическом смысле - это порядок, основанный на позитивном праве. Данный правопорядок возникает по воле государства и представляет собой, с одной стороны, состояние урегулированности, упорядоченности определенных видов общественных отношений нормами позитивного права, а, с другой - фактически складывающиеся в результате реализации норм позитивного права конкретные общественные отношения. В этой связи имеет смысл говорить о формальном и фактическом правопорядке1. Формальный правопорядок - это система общественных отношений, урегулированных нормами позитивного права. Он 1 Формальный и фактический правопорядок различает в частности В. С. Нерсе-сянц, с той лишь разницей, что первый он называет абстрактно-должным, а второй - реальным правопорядком (см.: Нерсесящ В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 529-530). закрепляется в нормативных правовых актах и других источниках права и существует независимо от того, реализуются нормы позитивного права или нет. Нормы права, регулируя тот или иной вид общественных отношений, определяют, какими должны быть эти отношения, как должны действовать их участники, какими юридическими правами и обязанностями они могут и должны обладать, какие меры юридической ответственности могут быть к ним применены в случае неисполнения того, что предписано нормами права. Фактический же правопорядок -это уже реально функционирующий формальный правопорядок, т. е. это упорядоченные в результате реализации норм позитивного права конкретные общественные отношения. Различая формальный и фактический правопорядок, следует, однако, иметь в виду, что формальный правопорядок - это еще не правопорядок, сложившийся в обществе. Формальный правопорядок создает лишь основу для фактического правопорядка, который и выступает в качестве правопорядка, реально существующего в обществе. Тем не менее, формальный и фактический правопорядок тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в том, что формальный правопорядок без реализации правовых норм остается правопорядком лишь на бумаге, тогда как фактический правопорядок невозможен без формального правопорядка, т. е. без нормативно-правовой урегулированности общественных отношений. Исходя из того, что реально существующий в обществе правопорядок (правопорядок в юридическом смысле) - это фактический правопорядок, его можно определить как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в обществе в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами. Правопорядок в юридическом смысле характеризуется следующими признаками: во-первых, он предусмотрен нормами позитивного права. Это значит, что правопорядок первоначально должен получить формальное закрепление в нормах позитивного права; во-вторых, фактически правопорядок складывается в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами. Без реализации норм права конкретными субъектами правопорядок останется правопорядком лишь на бумаге, фактической же упорядоченности общественных отношений не произойдет; в-третьих, это состояние фактической упорядоченности, организованности общественных отношений; в-четвертых, важнейшим атрибутом правопорядка является законность. Поскольку законность предполагает надлежащую реализацию норм позитивного права всеми субъектами, то состояние упорядоченности общественных отношений возможно только в условиях режима законности; в-пятых, правопорядок обеспечивается, поддерживается государством. Государство устанавливает нормы права с целью упорядочения общественных отношений, создания в обществе определенного правопорядка. Обеспечивая действие норм права, государство тем самым обеспечивает и правопорядок. Правопорядок, как и законность, базируется на целом ряде принципов, которые составляют основу его содержания. Вопрос о принципах правопорядка еще не получил должного исследования в отечественной юридической науке, в связи с чем во многих учебниках по теории государства и права о них ничего не говорится. Из числа тех принципов правопорядка, которые рассматриваются в отдельных учебниках, представляется целесообразным выделить следующие: системность, определенность, организованность, единство и устойчивость. Принцип системности означает, что правопорядок складывается на основе системы правовых норм и представляет собой не разрозненные акты поведения людей, а сложившуюся в обществе систему отношений. Принцип определенности проявляется в том, что правопорядок складывается преимущественно на основе правовых норм, обладающих формальной определенностью. Вследствие этого правопорядок в основе своей выступает как четкая, строго определенная система общественных отношений, складывающаяся в результате реализации норм права. Принцип организованности говорит о том, что правопорядок складывается в обществе не стихийно, а при организующей роли государства. Государство формирует правопорядок, определяя его основы в нормах права и добиваясь их надлежащей реализации всеми субъектами. Принцип единства правопорядка вытекает из единообразного правового регулирования важнейших общественных отношений и единства законности. В результате единообразного правового регулирования общественных отношений и действия принципа единства законности в обществе складывается единый правопорядок. Наконец, принцип устойчивости свидетельствует о том, что правопорядок в основе своей носит устойчивый, стабильный характер. Его устойчивость основана, прежде всего, на стабильности законодательства. Кроме того, устойчивость правопорядка обеспечивается деятельностью правоохранительных органов, призванных пресекать любые попытки дестабилизации правопорядка. Вместе с тем следует иметь в виду, что устойчивость правопорядка является относительной, поскольку законодательство на месте не стоит, а в процессе совершенствования изменяется. Изменения в законодательстве ведут к определенным изменениям и правопорядка, но в основе своей правопорядок, тем не менее, остается стабильным. Правопорядок не следует отождествлять с общественным порядком. Общественный порядок - это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в обществе в результате реализации социальных норм конкретными субъектами. Отсюда правопорядок является частью общественного порядка, поскольку нормы права - это часть социальных норм. Причем правопорядок является основной, главной частью общественного порядка, так как в системе социально-нормативного регулирования нормы права занимают центральное место и играют ведущую роль. Иногда понятию «общественный порядок» придается более узкий смысл и в этом случае под общественным порядком понимают порядок, складывающийся в общественных местах. Однако в таком значении понятие «общественный порядок» употребляется крайне редко. Будучи частью общественного порядка, правопорядок тесно с ним связан. Эта связь выражается в их единой социальной при- роде и обусловленности закономерностями и целями общественного развития. Вместе с тем между ними существуют и различия. К наиболее важным из них принято относить следующие: во-первых, у них разная нормативная основа. Если для установления общественного порядка необходима вся совокупность социальных норм, то для установления правопорядка достаточно только норм права; во-вторых, они не совпадают по происхождению. Если общественный порядок появляется одновременно с обществом, то правопорядок - только с возникновением государства и права; в-третьих, они по-разному обеспечиваются. Если общественный порядок обеспечивается всем обществом, то правопорядок - государством. 4. Гарантии законности и правопорядка. Для того чтобы законность и правопорядок существовали и господствовали в обществе, их необходимо определенным образом обеспечивать. Поскольку законность и правопорядок являются результатом действия норм позитивного права, то в обеспечении законности и правопорядка должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. Именно государство должно создавать определенные условия для господства в обществе законности и правопорядка и принимать специальные меры по их обеспечению. Однако законность и правопорядок в обществе обеспечивается не только усилиями государства. Как правило, и в самом обществе складываются определенные условия, способствующие обеспечению законности и правопорядка. Все эти условия, а также специальные меры государства по обеспечению законности и правопорядка, составляют систему гарантий законности и правопорядка в обществе. Все гарантии законности и правопорядка ввиду их многообразия традиционно подразделяются на общие и специальные. К общим гарантиям принято относить условия, которые складываются в самом обществе и, так или иначе, способствуют обеспечению законности и правопорядка. Их составляют экономические, политические, идеологические, социальные и некоторые другие гарантии. Экономические гарантии представляют собой определенные условия, которые складываются в экономической сфере общества. К ним следует отнести надлежащую организацию экономической жизни общества, отлаженный хозяйственный механизм, стабильность в экономике, устойчивую денежную систему, низкий уровень инфляции и т. п. Все это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, хотя, разумеется, не создает стопроцентных гарантий тому, что они не будут нарушаться. Политические гарантии - это определенные условия в политической сфере общества. К ним следует отнести такие условия, как режим демократии, политическую стабильность, наличие политической воли, направленной на укрепление законности и правопорядка в стране, сильную государственную власть, способную обеспечить реализацию своих велений и некоторые другие. К идеологическим гарантиям относят такие условия, как наличие в обществе достаточно высокого уровня правового и нравственного сознания, общей и правовой культуры должностных лиц и населения в целом. Особое влияние на состояние законности и правопорядка оказывает правовая культура, которая предполагает знание законов, уважительное отношение к ним и правомерное поведение. Социальные гарантии законности и правопорядка составляют такие условия, как наличие развитой системы социальных услуг, государственная защита социально ущемленных слоев населения, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы и др. К специальным гарантиям законности и правопорядка, которые нередко называют также правовыми гарантиями, относятся определенные меры, которые принимаются государством в целях обеспечения законности и правопорядка. Среди наиболее важных из них можно выделить следующие: во-первых, это меры, направленные на совершенствование законодательства. Они связаны с устранением пробелов в законодательстве, повышением его качества и эффективности; во-вторых, это борьба с коррупцией, беззаконием и произволом в системе государственных органов; в-третьих, это решительная борьба с правонарушениями во всех сферах общественной жизни, своевременное привлечение правонарушителей к юридической ответственности; в-четвертых, это профилактика правонарушений, своевременное их выявление и пресечение; в-пятых, это надлежащее применение права компетентными органами, выражающееся в вынесении законных, обоснованных, целесообразных и справедливых решений; в-шестых, это обеспечение и защита прав и свобод граждан; в-седьмых, это осуществление эффективного контроля и надзора за состоянием законности и правопорядка; в-восьмых, это кадровое и материально-техническое укрепление правоохранительных органов, оптимизация их деятельности по обеспечению законности и правопорядка. В литературе выделяются и некоторые другие гарантии законности и правопорядка, относящиеся к специальным. Контрольные вопросы 1. Что понимается под правосознанием? Каковы его структурные элементы и виды? 2. Что такое законность? В каких качествах она может проявляться и каковы ее принципы (требования)? 3. Что понимается под правопорядком в общесоциальном и юридическом смысле? Каковы признаки и принципы правопорядка? Что такое общественный порядок и как он соотносится с правопорядком? 4. Каковы общие и специальные гарантии законности и правопорядка? Литература 1. Артемов, В. М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации / В. М. Артемов. -М.:[б. и.], 1998.-145 с. 2. Бегинин, В. И. Общественное правосознание и государственность / В. И. Бегинин. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1993. -130 с. 3. Борисов, В. В. Правовой порядок развитого социализма / В. В. Борисов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1977. -408 с. 4. Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь. - М.: Юрид. лит., 1976. - 214 с. 5. Законность в Российской Федерации / авт. кол.: S. Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, И. М. Колосова. - М.: Спарк, 1998. - 215 с. 6. Евдокимова, Е. Г. Правовой режим законности: теория и история / Е. Г. Евдокимова, Р. А. Ромашов // Правоведение. - 2000. -№5.-С. 261-271. 7. Лисюткин, А. Б. К понятию законности / А. Б. Лисюткин // Правоведение. - 1993. - № 5. - С. 108-112. 8. Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. - М.: Юрид. лит., 1973. - 344 с. 9. Мураметс, О. Ф. Правопорядок в развитом социалистическом обществе / О. Ф. Мураметс, Т. М. Шамба. - М.: Юрид. лит., 1979. -176 с. 10. Рабинович, П. М. Проблемы теории законности развитого социализма / П. М. Рабинович. - Львов: Вища школа, изд-во при Львов, ун-те, 1979. - 204 с. 11. Фарбер, И. Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. - М.: Юрид. лит., 1963. - 181 с. 12. Юрашевич, Н. М. Правосознание и право: общность и различия / Н. М. Юрашевич // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 69-74.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |