КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые системы современности 2 страница
Четвертый период — период развития и систематизации законодательства - имеет точкой отсчета 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В самом начале этого периода были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы. Была проведена огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. В ряде областей английского права целые массивы нормативных актов подверглись консолидации. В результате проведенной судебной реформы все суды были уравнены в правах. Было ликвидировано формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. При этом все суды получили возможность применять нормы как общего права, так и нормы права справедливости. В этот же период в результате усиления роли парламента и государственной администрации резко возрастает значение законодательных и административных актов, наблюдается быстрое развитие английской правовой системы в направлении ее сближения с континентальной правовой системой. Возникнув и сформировавшись в Англии, англосаксонская правовая система, которую называют также системой общего права, получила не менее широкое распространение в мире, чем романо-германская правовая система. Ее распространение осуществлялось, как правило, путем колонизации, хотя в отдельных случаях имела место и добровольная ее рецепция. В настоящее время англосаксонская правовая система, кроме Англии, существует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряде других стран. Несмотря на некоторые особенности, англосаксонская правовая система во всех странах, в которых она утвердилась, имеет общую структуру и одинаковые источники. Для структуры англосаксонского права характерно следующее. Во-первых, англосаксонское право не знает деления на публичное и частное. Это обусловлено, прежде всего, тем, что английская правовая система не восприняла римское право и не рецептировала его. Кроме того, в Англии деление права на публичное и частное издавна не признавали, так как видели в нем отказ от идеи правового государства, согласно которой государство и его органы должны быть подчинены праву. Для английского права, как это видно из истории его формирования, характерно деление на общее право и право справедливости. Причем такое деление сохраняется и в настоящее время и присуще не только английскому праву, а праву всех государств, входящих в англосаксонскую правовую семью. Во-вторых, в англосаксонском праве, и в первую очередь в английском, отрасли права, особенно материального, выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе. Англосаксонское право - это право процессуалистов и практиков. До XIX в. в Англии главным для юриста было уметь найти форму иска, позволявшую обратиться в Королевский суд и избежать тех препятствий, которые предусматривала формальная процедура. Поэтому процессуальные вопросы выдвигались для английских юристов на первый план. За последнее столетие английская судебная процедура значительно упростилась, однако по-прежнему ей уделяется первостепенное внимание. В-третьих, нормы англосаксонского права известным образом отличаются от норм романо-германского права. В англосаксонском праве существует два вида правовых норм: законодательные и прецедентные. Законодательные нормы англосаксонского права ничем не отличаются от норм романо-германского права. Так же как и в романо-германском праве -это абстрактные правила поведения общего характера. Прецедентные же нормы - это судебные решения по конкретному делу, точнее, определенная их часть. Английские юристы к прецедентной норме относят сущность решения (мотивировку решения и юридическое заключение по делу). Все остальное для них является «попутно сказанным». Поскольку английские юристку рассматривают право главным образом как право судебной практики, для них нормы права - это положения, которые берутся из основной части судебных решений. Поэтому даже законодательные нормы английские юристы воспринимают только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой. Отличается англосаксонская правовая система от романо-германской и по своим источникам. Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Зародившись в XIII-XIV вв., правило прецедента, согласно которому английские суды обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками, прочно укоренилось лишь с первой половины XIX в. В настоящее время прецеденты в Англии создаются только высшими судебными инстанциями: в основном Палатой лордов, Апелляционным судом и Высоким судом. При этом решения, вынесенные Палатой лордов являются обязательными для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов. Решения других судов и квазисудебных органов обязательного прецедента не создают и могут служить лишь примером. Другим источником англосаксонского права является нормативный правовой акт (закон, статут). Классическая теория видит в законе второстепенный источник права. Согласно этой теории закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В нем следует искать не принципы права, а только решения, которые уточняют или подкрепляют принципы, выработанные судебной практикой. В настоящее время в связи с бурным развитием законодательства закон в англосаксонском праве играет не меньшую роль, чем судебная практика, однако в целом оно продолжает оставаться правом судебной практики. К источникам англосаксонского права относятся также правовой обычай, доктрина и разум. Это вспомогательные источники права, которые применяются в основном при восполнении пробелов в действующем праве. Правовой обычай в настоящее время имеет очень ограниченное значение. В Англии он может считаться обязательным только в том случае, если является старинным обычаем (существовавшем до 1189 г.). Это требование, правда, не распространяется на торговые обычаи, которые тоже являются источниками права. Определенную роль как источники права играют доктрина и разум. В Англии некоторые научные труды, написанные судьями (Глэнвиллом, Литлтоном, Коком), имеют огромный авторитет среди судей. Что же касается разума, то общее право в целом считается правом разума, так как формирование общего права всегда было связано с поиском наиболее разумных решений. Это имеет место и в настоящее время. Несмотря на то, что национальные правовые системы государств, входящих в англосаксонскую правовую семью, имеют много общего с правовой системой Англии, у них имеются и свои особенности. В этом плане заслуживает внимания правовая система США, которая отличается от правовой системы Англии большим своеобразием. Это своеобразие выражается в следующем: во-первых, в федеративном характере права США. Право США помимо деления на общее право и право справедливости имеет деление на федеральное право и право отдельных штатов. В этой связи возникает вопрос: существует ли в США федеральное общее право или общим является только право штатов? В 1938 г. Верховный Суд США утвердил принцип, согласно которому федерального общего права не существует. В настоящее время этот принцип твердо укоренился в американском праве. Вместе с тем он не носит абсолютного характера, поскольку федеральное общее право признается существующим в сферах, подпадающих под исключительную компетенцию федеральной законодательной власти; во-вторых, в наличии федеральной Конституции; в-третьих, в дуализме правовой системы. В США наряду с прецедентным правом действует система законодательства, хотя законодательные нормы включаются в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами; в-четвертых, в некоторых различиях в отдельных отраслях права. Например, конституционное право США предусматривает о контроль судов над конституционностью законов, чего нет в Англии. Отличается от английского и американское процессуальное право; в-пятых, в значительной гибкости и маневренности американского права. Это проявляется, прежде всего, в том, что высшие суды США (Верховный Суд США и верховные суды штатов) не считают себя связанными своими собственными прецедентами и могут изменить свою практику. Кроме того, каждый штат является суверенным, в связи с чем правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы соответствующего штата. Иными словами, суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, и могут принять собственные решения; в-шестых, в кодифицированном характере законодательства. Если в Англии основной формой систематизации законодательства была и остается консолидация, то в США - это кодификация. Начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в., в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты отраслевые кодексы (уголовные, гражданские, граж- данские процессуальные и др.). Кодификационная работа проводилась и на федеральном уровне. Так, в XX в. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс, разработан и одобрен федеральный Свод законов, периодически обновляемый каждые шесть лет, одобрен Торговый кодекс и т. д. В литературе отмечаются и некоторые другие особенности правовой системы США. 5. Мусульманская правовая система. По сравнению с рассмотренными выше правовыми системами мусульманская правовая система (по-другому - мусульманское право) возникла значительно раньше. Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Совокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом (в переводе с арабского означает - «путь следования»), который и составляет то, что принято называть мусульманским правом. Вместе с тем мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В узком смысле - это юридические правила поведения, которые занимают в данной системе относительно самостоятельное место1. В этой связи под шариатом обычно имеется в виду мусульманское право в широком смысле, а мусульманское право в узком смысле обозначается таким понятием, как «фикх»2. 1 См. об этом: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и прак 2 См.: Там же. С. 33. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570-632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права - Коране и сунне. Поскольку этих норм не доставало для системного регулирования всей совокупности общественных отношений, после смерти Мухаммеда его нормо-творческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники пророка, «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Эти нормы устанавливались либо совместным усмотрением, либо единолично каждым халифом. В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулируется множество предписаний. К концу X в. завершился процесс формирования мусульманского права, и оно было канонизировано. Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вышло затем далеко за его пределы. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение на территории Передней и Средней Азии, Закавказья, Северной, а также частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии. Само мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествовавших правовых культур стран Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и в завоеванных арабами территориях. Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом различных правовых школ (толков). Судьи теряют право самостоятельно ссылаться на Коран и сунну и формулировать на их основе новые нормы. В своих решениях они должны были следовать общепризнанным произведениям основателей и крупнейших исследователей той или иной правовой школы. Наиболее известными стали четыре школы суннитов: ханефитская, ма-лекитская, шафеитская и ханбалитская. Кроме суннитских имеются и несуннитские школы, среди которых наиболее известными являются школа зейдитов и шиитская школа. В результате разделения на школы мусульманское право утратило наднациональный характер и стало национальным. XIX в. знаменует принципиально новую ступень в развитии мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника права привело к постепенному вытеснению юридической доктрины и снижению ее роли. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права. Этот процесс привел к тому, что в некоторых странах (например, в Турции) мусульманское право практически было вытеснено, в других (в Алжире, Сирии, Египте) сохранилось лишь частично. В тех же странах, где доминируют исламский фундаментализм (Иран, Пакистан, Ливия, Судан, ЙАР), наблюдается своеобразное возрождение исламской правовой культуры и возврат к традиционным исламским ценностям, что влечет за собой расширение сферы действия мусульманского права. Структура мусульманского права характеризуется, прежде всего, тем, что оно, как и романо-германское право, знает деление на публичное и частное. Правда, это деление в мусульманском праве имеет свои особенности, поскольку мусульманское право, как отмечает Р. Л. Сюкияйнен, — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей1. Особая и наиболее развитая отрасль частного права - «право личного статуса», основными институтами которой являются брак, развод, 1 См.: Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 84. родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону» и некоторые другие. К частному праву относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок обеспечения обязательств и т. д. Деликтное (уголовное) право объединяет нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми достаточно условна. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение которых установлены строго определенные меры наказания. Большинство же других правонарушений считаются частными, поскольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. В отношении этих правонарушений судья может избрать санкцию по своему усмотрению. Судебное право, включающее принципы судоустройства и правила процесса, также не относится целиком к публичному или частному праву, поскольку касается структуры и деятельности различных по своему характеру органов правосудия. Публично-правовую отрасль в мусульманском праве по сути дела составляют только нормы, регулирующие конституционные, административные и финансовые отношения. К ней примыкает отрасль, нормы которой регулируют международные и некоторые внутригосударственные отношения. Вследствие этого деление мусульманского права на публичное и частное носит в известной мере условный характер. В большинстве случаев вертикальные отношения регулировались и продолжают регулироваться не столько нормами мусульманского права, сколько государственными нормативно-правовыми актами. Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем - партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Различные школы-толки при общности отправных позиций формулировали различные нормы при решении сходных вопросов. Развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими или же придания общеобязательной силы конкретным решениям на основе судебного прецедента. Мусульманское право в значительной мере носит казуальный характер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным (действительным или гипотетическим) делам. Со временем оно превратилось в собрание огромного множества возникших в различных условиях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Неопределенность и противоречивость мусульманского права обусловлена еще и тем, что все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными нормами. Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы. Последние, по мнению современных исследователей, являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права, пригодной для всех времен и гарантирующей его соответствие потребностям социального прогресса. Они образуют своего рода «Общую часть» мусульманского права, которая рассматривается как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы. Сами нормы мусульманского права тоже обладают определенными особенностями. Если европейские юристы под нормой права понимают установленное законодателем абстрактное правило поведения, а юристы англосаксонской правовой системы -сформулированное судом решение по конкретному делу, исламские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозных догмах, на вере. Его нельзя изменить, отменить, поправить. Оно бесспорно и абсолютно и должно безусловно исполняться. Нормы мусульманского права отличаются также по содержанию. Они не являются управомочивающими или запрещающими. Их основу составляет обязанность, долг совершить те или иные поступки. Теперь рассмотрим источники мусульманского права. Их можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую - иджма и кияс (кийяс). Коран - священная книга ислама. Он является основополагающим источником мусульманского права. Согласно общепринятой традиции текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом через архангела Джебраила - посредника между богом и людьми. Пока пророк был жив, надобности в Коране не было. На все вопросы ответ давал сам Мухаммед. Но после его смерти потребовался четко фиксированный закон, в связи с чем были собраны все записи и сделана их первоначальная сводка. Так появился первый вариант Корана. Параллельно с ним были разработаны еще четыре версии сборников заповедей Аллаха. Затем все они были сведены к единой редакции. Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Наряду с изложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о мироздании, об исторических событиях, о порядке развода и т. д. Коран - это своего рода свод знаний, за- 0 поведей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Много места Коран уделяет основам права, которые закреплены в так называемых «правовых строфах». Мусульманские юристы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (тоже 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25). В нормах Корана заметно преобладают общие положения нравственного характера, в связи с чем многие исследователи отмечают, что мусульманское право не уделяет большого внимания юридическим тонкостям и деталям. Коран учит мусульманина, например, выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклонятся от ростовщичества и азартных игр и т. д. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Даже запреты, которых в Коране очень много и которые распространяются на различные виды человеческой деятельности, изложены в самой общей форме. Принято считать, что Мухаммед стремился не создать новое право в строгом смысле этого слова, ибо только Аллах имеет законодательную власть, а научить людей, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному поступку. Вторым по значимости источником мусульманского права является сунна. Сунна - это сборник адатов, т. е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Первоначально единственным источником вероучения и права признавался только Коран. Но со временем обнаружилось, что его предписаний далеко не достаточно для решения возникающих юридических вопросов. Тогда стали прибегать к прецедентам и брать за образец поступки и действия пророка, а также его отдельные высказывания. Так появились сборники хадисов, т. е. преданий о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях. Шесть таких сборников и составили сунну. Вторую группу источников мусульманского права, как уже было отмечено, составляют иджма и кияс. Иджма - это согласованное заключение древних правоведов - знатоков ислама - об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. Иджма имеет исключительно большое практическое значение. На сегодня Коран и сунна - это только историческая основа мусульманского права. Судья не должен использовать непосредственно Коран или сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Нормы права независимо от их происхождения подлежат применению только будучи записанными в иджму. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкает фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. Кияс - суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, сунны и иджмы не применимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако использование аналогии - явление довольно редкое, поскольку для решения того или иного спора вполне хватает существующих норм. В этой связи кияс можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права. К второстепенным источникам мусульманского права относят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусульманского права, а также государственные законы. Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда прибегают к нему для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Что же касается закона, то он стал признаваться в качестве источника права с развитием законодательства. При этом закон не должен противоречить традициям и требованиям ислама и нарушать их. Говоря о мусульманском праве как самостоятельной правовой системе, его не следует отождествлять с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Как отмечает Р. Давид, «необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время... отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права»1. К тому же на правовые системы мусульманских стран оказали известное влияние романо-германская и англосаксонская правовые системы, что привело к созданию смешанных правовых систем и так называемой вес-тернизации права в мусульманских странах. Контрольные вопросы 1. Что следует понимать под правовой системой и какова ее структура? 2. Что понимается под национальной правовой системой и правовой семьей? Какие правовые семьи принято выделять в совре- 1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 398. менном мире? Как в настоящее время решается вопрос о типах права? 3. Когда и где возникает романо-германская правовая система? Чем характеризуется ее структура и каковы ее источники? 4. Когда и где возникает англосаксонская правовая система? Что характерно для ее структуры и источников? 5. Когда и где возникает мусульманская правовая система? В чем особенности ее структуры и источников? Литература 1. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. - М.: Прогресс, 1988.- 496 с. 2. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жсффре-Спинози. - М.: Междунар. отношения, 1996. - 400 с. 3. Загрядский, Г. В. Правовые системы современности: лекция / Г. В. Загрядский. - М.: [б. и.], 1995. -42 с. 4. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1 / В. Н. Карташов. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1995. -269 с. 5. Лейст, О. Э. Сущность и исторические типы права / О. Э. Лейст // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. -1992. - № 1. - С. 3-13. 6. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2001. - 552 с. 7. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 295 с. 8. Правовые системы мира: учеб. пособие / отв ред. А. Ф. Черданцев. -Екатеринбург: УрПОА, 1995. - 88 с. 9. Саидов А. X Введение в основные правовые системы мира / А. X. Саидов. -Ташкент: Фан, 1988.-217 с. 10. Саидов, А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. X. Саидов. - М.: [б. и.], 1993. -148 с. 11. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен.-М.: Наука, 1986.-256 с. 12. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право / Л. Р. Сюкияйнен // Государство и право. -1996. - № 8. -С. 120-128. 13. Тиунова, Л. Б. О понятии правовой системы / Л. Б. Тиунова // Правоведение. -1985. - № 1. - С. 23-30. 14. Тихомиров, Ю. А, Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. - М.: Норма, 1996. - 432 с. 15. Фридмэн, Л. Введение в американское право: пер с англ. / Л. Фридмэн; под ред. М. Калантаровой. - М.: Прогресс: Универс, 1993.-286 с.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |