Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые системы современности 2 страница




Четвертый период — период развития и систематизации за­конодательства - имеет точкой отсчета 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В самом начале этого периода были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы. Была проведена огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. В ряде областей английского права целые массивы нормативных актов подверглись консолидации. В результате проведенной су­дебной реформы все суды были уравнены в правах. Было ликви­дировано формальное различие между судами общего права и


канцлерскими судами справедливости. При этом все суды полу­чили возможность применять нормы как общего права, так и нормы права справедливости. В этот же период в результате усиления роли парламента и государственной администрации резко возрастает значение законодательных и административных актов, наблюдается быстрое развитие английской правовой сис­темы в направлении ее сближения с континентальной правовой системой.

Возникнув и сформировавшись в Англии, англосаксонская правовая система, которую называют также системой общего права, получила не менее широкое распространение в мире, чем романо-германская правовая система. Ее распространение осу­ществлялось, как правило, путем колонизации, хотя в отдельных случаях имела место и добровольная ее рецепция. В настоящее время англосаксонская правовая система, кроме Англии, суще­ствует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряде других стран. Несмотря на некоторые особенности, англо­саксонская правовая система во всех странах, в которых она ут­вердилась, имеет общую структуру и одинаковые источники.

Для структуры англосаксонского права характерно сле­дующее. Во-первых, англосаксонское право не знает деления на публичное и частное. Это обусловлено, прежде всего, тем, что английская правовая система не восприняла римское право и не рецептировала его. Кроме того, в Англии деление права на пуб­личное и частное издавна не признавали, так как видели в нем отказ от идеи правового государства, согласно которой государ­ство и его органы должны быть подчинены праву. Для англий­ского права, как это видно из истории его формирования, харак­терно деление на общее право и право справедливости. При­чем такое деление сохраняется и в настоящее время и присуще не только английскому праву, а праву всех государств, входящих в англосаксонскую правовую семью.

Во-вторых, в англосаксонском праве, и в первую очередь в английском, отрасли права, особенно материального, выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе. Анг­лосаксонское право - это право процессуалистов и практиков. До XIX в. в Англии главным для юриста было уметь найти форму


иска, позволявшую обратиться в Королевский суд и избежать тех препятствий, которые предусматривала формальная процедура. Поэтому процессуальные вопросы выдвигались для английских юристов на первый план. За последнее столетие английская су­дебная процедура значительно упростилась, однако по-прежнему ей уделяется первостепенное внимание.

В-третьих, нормы англосаксонского права известным обра­зом отличаются от норм романо-германского права. В англосак­сонском праве существует два вида правовых норм: законода­тельные и прецедентные. Законодательные нормы англосак­сонского права ничем не отличаются от норм романо-германского права. Так же как и в романо-германском праве -это абстрактные правила поведения общего характера. Преце­дентные же нормы - это судебные решения по конкретному де­лу, точнее, определенная их часть. Английские юристы к преце­дентной норме относят сущность решения (мотивировку реше­ния и юридическое заключение по делу). Все остальное для них является «попутно сказанным». Поскольку английские юристку рассматривают право главным образом как право судебной прак­тики, для них нормы права - это положения, которые берутся из основной части судебных решений. Поэтому даже законодатель­ные нормы английские юристы воспринимают только в том слу­чае, когда они истолкованы судебной практикой.

Отличается англосаксонская правовая система от романо-германской и по своим источникам. Наиболее важным источни­ком англосаксонского права является судебный прецедент. За­родившись в XIII-XIV вв., правило прецедента, согласно кото­рому английские суды обязаны придерживаться решений, при­нятых их предшественниками, прочно укоренилось лишь с первой половины XIX в. В настоящее время прецеденты в Анг­лии создаются только высшими судебными инстанциями: в ос­новном Палатой лордов, Апелляционным судом и Высоким су­дом. При этом решения, вынесенные Палатой лордов являются обязательными для всех судов; решения, принятые Апелляцион­ным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов. Решения других


судов и квазисудебных органов обязательного прецедента не создают и могут служить лишь примером.

Другим источником англосаксонского права является нор­мативный правовой акт (закон, статут). Классическая теория видит в законе второстепенный источник права. Согласно этой теории закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к пра­ву, созданному судебной практикой. В нем следует искать не принципы права, а только решения, которые уточняют или под­крепляют принципы, выработанные судебной практикой. В на­стоящее время в связи с бурным развитием законодательства за­кон в англосаксонском праве играет не меньшую роль, чем су­дебная практика, однако в целом оно продолжает оставаться правом судебной практики.

К источникам англосаксонского права относятся также правовой обычай, доктрина и разум. Это вспомогательные ис­точники права, которые применяются в основном при восполне­нии пробелов в действующем праве. Правовой обычай в настоя­щее время имеет очень ограниченное значение. В Англии он мо­жет считаться обязательным только в том случае, если является старинным обычаем (существовавшем до 1189 г.). Это требова­ние, правда, не распространяется на торговые обычаи, которые тоже являются источниками права. Определенную роль как ис­точники права играют доктрина и разум. В Англии некоторые научные труды, написанные судьями (Глэнвиллом, Литлтоном, Коком), имеют огромный авторитет среди судей. Что же касается разума, то общее право в целом считается правом разума, так как формирование общего права всегда было связано с поиском наи­более разумных решений. Это имеет место и в настоящее время.

Несмотря на то, что национальные правовые системы госу­дарств, входящих в англосаксонскую правовую семью, имеют много общего с правовой системой Англии, у них имеются и свои особенности. В этом плане заслуживает внимания право­вая система США, которая отличается от правовой системы Англии большим своеобразием. Это своеобразие выражается в следующем:

во-первых, в федеративном характере права США. Право США помимо деления на общее право и право справедливости


имеет деление на федеральное право и право отдельных штатов. В этой связи возникает вопрос: существует ли в США федераль­ное общее право или общим является только право штатов? В 1938 г. Верховный Суд США утвердил принцип, согласно кото­рому федерального общего права не существует. В настоящее время этот принцип твердо укоренился в американском праве. Вместе с тем он не носит абсолютного характера, поскольку фе­деральное общее право признается существующим в сферах, подпадающих под исключительную компетенцию федеральной законодательной власти;

во-вторых, в наличии федеральной Конституции;

в-третьих, в дуализме правовой системы. В США наряду с прецедентным правом действует система законодательства, хотя законодательные нормы включаются в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования су­дами;

в-четвертых, в некоторых различиях в отдельных отраслях права. Например, конституционное право США предусматривает о контроль судов над конституционностью законов, чего нет в Англии. Отличается от английского и американское процессу­альное право;

в-пятых, в значительной гибкости и маневренности амери­канского права. Это проявляется, прежде всего, в том, что выс­шие суды США (Верховный Суд США и верховные суды шта­тов) не считают себя связанными своими собственными преце­дентами и могут изменить свою практику. Кроме того, каждый штат является суверенным, в связи с чем правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной сис­темы соответствующего штата. Иными словами, суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, и могут принять собственные решения;

в-шестых, в кодифицированном характере законодательст­ва. Если в Англии основной формой систематизации законода­тельства была и остается консолидация, то в США - это кодифи­кация. Начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в., в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты отраслевые кодексы (уголовные, гражданские, граж-


данские процессуальные и др.). Кодификационная работа прово­дилась и на федеральном уровне. Так, в XX в. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс, разработан и одобрен федеральный Свод законов, периодически обновляемый каждые шесть лет, одобрен Торговый кодекс и т. д.

В литературе отмечаются и некоторые другие особенности правовой системы США.

5. Мусульманская правовая система. По сравнению с рассмотренными выше правовыми системами мусульманская правовая система (по-другому - мусульманское право) возникла значительно раньше. Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской рели­гии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содер­жит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточ­няет, во что должен верить и во что не должен верить мусульма­нин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Со­вокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом (в переводе с арабского означает - «путь следова­ния»), который и составляет то, что принято называть мусуль­манским правом.

Вместе с тем мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой еди­ную исламскую систему социально-нормативного регулирова­ния, которая включает как юридические нормы, так и неправо­вые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В узком смысле - это юри­дические правила поведения, которые занимают в данной систе­ме относительно самостоятельное место1. В этой связи под ша­риатом обычно имеется в виду мусульманское право в широком смысле, а мусульманское право в узком смысле обозначается таким понятием, как «фикх»2.

1 См. об этом: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и прак­
тики. М, 1986. С. 4.

2 См.: Там же. С. 33.


История мусульманского права начинается с пророка Му­хаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570-632 гг. Мухам­мед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы форму­лировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедея­тельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульман­ской религии и права - Коране и сунне. Поскольку этих норм не доставало для системного регулирования всей совокупности об­щественных отношений, после смерти Мухаммеда его нормо-творческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники пророка, «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Му­хаммеда. Эти нормы устанавливались либо совместным усмот­рением, либо единолично каждым халифом.

В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульман­ского права оказали исламские правоведы и мусульманские су­дьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительной, что некоторые исследо­ватели стали определять мусульманское право как право юри­стов. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулиру­ется множество предписаний. К концу X в. завершился процесс формирования мусульманского права, и оно было канонизировано.

Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вышло затем далеко за его пределы. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение на террито­рии Передней и Средней Азии, Закавказья, Северной, а также частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии. Само мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествовавших правовых культур стран Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовав­шие в доисламской Аравии и в завоеванных арабами территориях.

Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом


различных правовых школ (толков). Судьи теряют право само­стоятельно ссылаться на Коран и сунну и формулировать на их основе новые нормы. В своих решениях они должны были сле­довать общепризнанным произведениям основателей и круп­нейших исследователей той или иной правовой школы. Наибо­лее известными стали четыре школы суннитов: ханефитская, ма-лекитская, шафеитская и ханбалитская. Кроме суннитских имеются и несуннитские школы, среди которых наиболее из­вестными являются школа зейдитов и шиитская школа. В ре­зультате разделения на школы мусульманское право утратило наднациональный характер и стало национальным.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень в развитии мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника права привело к постепенному вы­теснению юридической доктрины и снижению ее роли. Со вто­рой половины XIX в. происходит активное заимствование евро­пейского права. Этот процесс привел к тому, что в некоторых странах (например, в Турции) мусульманское право практически было вытеснено, в других (в Алжире, Сирии, Египте) сохрани­лось лишь частично. В тех же странах, где доминируют ислам­ский фундаментализм (Иран, Пакистан, Ливия, Судан, ЙАР), на­блюдается своеобразное возрождение исламской правовой куль­туры и возврат к традиционным исламским ценностям, что влечет за собой расширение сферы действия мусульманского права.

Структура мусульманского права характеризуется, прежде всего, тем, что оно, как и романо-германское право, знает деле­ние на публичное и частное. Правда, это деление в мусульман­ском праве имеет свои особенности, поскольку мусульманское право, как отмечает Р. Л. Сюкияйнен, — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собствен­ности, обмена, личных неимущественных связей1. Особая и наи­более развитая отрасль частного права - «право личного стату­са», основными институтами которой являются брак, развод,

1 См.: Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 84.


родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по вос­питанию детей, завещание, наследование «по закону» и некото­рые другие. К частному праву относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок обеспечения обяза­тельств и т. д. Деликтное (уголовное) право объединяет нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми достаточно условна. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение кото­рых установлены строго определенные меры наказания. Боль­шинство же других правонарушений считаются частными, по­скольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. В отно­шении этих правонарушений судья может избрать санкцию по своему усмотрению. Судебное право, включающее принципы судоустройства и правила процесса, также не относится целиком к публичному или частному праву, поскольку касается структу­ры и деятельности различных по своему характеру органов пра­восудия.

Публично-правовую отрасль в мусульманском праве по су­ти дела составляют только нормы, регулирующие конституци­онные, административные и финансовые отношения. К ней при­мыкает отрасль, нормы которой регулируют международные и некоторые внутригосударственные отношения. Вследствие этого деление мусульманского права на публичное и частное носит в известной мере условный характер. В большинстве случаев вер­тикальные отношения регулировались и продолжают регулиро­ваться не столько нормами мусульманского права, сколько госу­дарственными нормативно-правовыми актами.

Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем - партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Различ­ные школы-толки при общности отправных позиций формули­ровали различные нормы при решении сходных вопросов. Разви­тие мусульманского права не шло по пути формулирования об­щих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими или же придания общеобязательной силы


конкретным решениям на основе судебного прецедента. Му­сульманское право в значительной мере носит казуальный ха­рактер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным (действительным или гипотетиче­ским) делам. Со временем оно превратилось в собрание огром­ного множества возникших в различных условиях разнообраз­ных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Неопределенность и противоречивость мусульманского права обусловлена еще и тем, что все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, призна­ются в равной степени действительными, хотя и могут проти­воречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускает­ся, так как нормы мусульманского права являются религиоз­ными нормами.

Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы. Последние, по мнению современных исследователей, являются фундаменталь­ной и самой стабильной частью мусульманского права, пригод­ной для всех времен и гарантирующей его соответствие потреб­ностям социального прогресса. Они образуют своего рода «Об­щую часть» мусульманского права, которая рассматривается как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы.

Сами нормы мусульманского права тоже обладают опреде­ленными особенностями. Если европейские юристы под нормой права понимают установленное законодателем абстрактное пра­вило поведения, а юристы англосаксонской правовой системы -сформулированное судом решение по конкретному делу, ислам­ские правоведы под нормой права понимают правило, адресо­ванное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозных догмах, на вере. Его нельзя изменить, отменить, поправить. Оно бесспорно и абсолютно и должно безусловно исполняться. Нормы мусульманского права отличаются также по содержанию. Они не являются управомочивающими или запре­щающими. Их основу составляет обязанность, долг совершить те или иные поступки.


Теперь рассмотрим источники мусульманского права. Их можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую - иджма и кияс (кийяс).

Коран - священная книга ислама. Он является основопола­гающим источником мусульманского права. Согласно общепри­нятой традиции текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом через архангела Джебраила - посредника между богом и людьми. Пока пророк был жив, надобности в Коране не было. На все вопросы ответ давал сам Мухаммед. Но после его смерти потребовался четко фиксированный закон, в связи с чем были собраны все записи и сделана их первоначальная сводка. Так появился первый вариант Корана. Параллельно с ним были разработаны еще четыре версии сборников заповедей Аллаха. Затем все они были сведены к единой редакции.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Наряду с изложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о мироздании, об исторических событиях, о порядке развода и т. д. Коран - это своего рода свод знаний, за- 0 поведей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Много места Коран уделяет основам права, которые закреплены в так называемых «правовых строфах». Мусульманские юристы раз­личают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (тоже 70), строфы уго­ловно-правового характера (30), строфы, регламентирующие су­дебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, от­носящиеся к международному праву (25).

В нормах Корана заметно преобладают общие положения нравственного характера, в связи с чем многие исследователи отмечают, что мусульманское право не уделяет большого вни­мания юридическим тонкостям и деталям. Коран учит мусуль­манина, например, выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклонятся от ростовщичества и азартных игр и т. д. Од­нако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за на­рушение этих заветов. Даже запреты, которых в Коране очень


много и которые распространяются на различные виды челове­ческой деятельности, изложены в самой общей форме.

Принято считать, что Мухаммед стремился не создать новое право в строгом смысле этого слова, ибо только Аллах имеет за­конодательную власть, а научить людей, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному поступку.

Вторым по значимости источником мусульманского права является сунна. Сунна - это сборник адатов, т. е. традиций, ка­сающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказы­вает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие.

Первоначально единственным источником вероучения и права признавался только Коран. Но со временем обнаружилось, что его предписаний далеко не достаточно для решения возни­кающих юридических вопросов. Тогда стали прибегать к преце­дентам и брать за образец поступки и действия пророка, а также его отдельные высказывания. Так появились сборники хадисов, т. е. преданий о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях. Шесть таких сборников и составили сунну.

Вторую группу источников мусульманского права, как уже было отмечено, составляют иджма и кияс.

Иджма - это согласованное заключение древних правове­дов - знатоков ислама - об обязанностях правоверного, полу­чившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. Иджма имеет исключительно большое практическое значение. На сегодня Коран и сунна - это только историческая основа мусульманского права. Судья не должен использовать непосредственно Коран или сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Нормы права независимо от их проис­хождения подлежат применению только будучи записанными в иджму. К иджме в качестве источника права, дополняющего ша­риат, примыкает фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс - суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, сунны и иджмы не применимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако


использование аналогии - явление довольно редкое, поскольку для решения того или иного спора вполне хватает существую­щих норм. В этой связи кияс можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права.

К второстепенным источникам мусульманского права отно­сят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусуль­манского права, а также государственные законы. Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников пра­ва, но иногда прибегают к нему для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Что же ка­сается закона, то он стал признаваться в качестве источника пра­ва с развитием законодательства. При этом закон не должен про­тиворечить традициям и требованиям ислама и нарушать их.

Говоря о мусульманском праве как самостоятельной право­вой системе, его не следует отождествлять с позитивными пра­вовыми системами мусульманских стран. Как отмечает Р. Давид, «необходимо различать понятия «мусульманское право» и «пра­во мусульманской страны». Как и в христианских странах, граж­данское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время... отходить от ортодоксальных по­ложений и входить в противоречие с принципами и нормами ре­лигиозного мусульманского права»1. К тому же на правовые сис­темы мусульманских стран оказали известное влияние романо-германская и англосаксонская правовые системы, что привело к созданию смешанных правовых систем и так называемой вес-тернизации права в мусульманских странах.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под правовой системой и какова ее струк­тура?

2. Что понимается под национальной правовой системой и право­вой семьей? Какие правовые семьи принято выделять в совре-

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 398.


менном мире? Как в настоящее время решается вопрос о типах права?

3. Когда и где возникает романо-германская правовая система? Чем характеризуется ее структура и каковы ее источники?

4. Когда и где возникает англосаксонская правовая система? Что характерно для ее структуры и источников?

5. Когда и где возникает мусульманская правовая система? В чем особенности ее структуры и источников?

Литература

1. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. - М.: Прогресс, 1988.- 496 с.

2. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жсффре-Спинози. - М.: Междунар. отношения, 1996. - 400 с.

3. Загрядский, Г. В. Правовые системы современности: лекция / Г. В. Загрядский. - М.: [б. и.], 1995. -42 с.

4. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовой системы об­щества. Ч. 1 / В. Н. Карташов. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1995. -269 с.

5. Лейст, О. Э. Сущность и исторические типы права / О. Э. Лейст // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. -1992. - № 1. - С. 3-13.

6. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2001. - 552 с.

7. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. - Сара­тов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 295 с.

8. Правовые системы мира: учеб. пособие / отв ред. А. Ф. Черданцев. -Екатеринбург: УрПОА, 1995. - 88 с.

9. Саидов А. X Введение в основные правовые системы мира / А. X. Саидов. -Ташкент: Фан, 1988.-217 с.

10. Саидов, А. X. Сравнительное правоведение и юридическая геогра­фия мира / А. X. Саидов. - М.: [б. и.], 1993. -148 с.

11. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен.-М.: Наука, 1986.-256 с.

12. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право / Л. Р. Сюкияйнен // Государство и право. -1996. - № 8. -С. 120-128.

13. Тиунова, Л. Б. О понятии правовой системы / Л. Б. Тиунова // Право­ведение. -1985. - № 1. - С. 23-30.

14. Тихомиров, Ю. А, Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. - М.: Норма, 1996. - 432 с.

15. Фридмэн, Л. Введение в американское право: пер с англ. / Л. Фридмэн; под ред. М. Калантаровой. - М.: Прогресс: Универс, 1993.-286 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.