КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 51
ТЕКСТ 50 Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, - это я?! В школе я всегда была одна. У меня не было подружек, меня сторонились мальчишки. Я до сих пор не знаю, почему так сложилось. Одевалась я вроде со вкусом, умело пользовалась косметикой, училась хорошо. И носа не задирала, как другие отличницы... Но почему-то между мною и одноклассниками словно всегда стояла стена. Сколько я пролила слёз, как больно было от того холодного безразличия, которое окружало меня. Но однажды произошло чудо. Самое настоящее! Как в доброй сказке! Я пришла на первый урок. Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. Это была роза! От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая!» Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. Но одноклассники, казалось, были удивлены ещё больше меня. Они, оцепенев, смотрели так, будто увидели чрезвычайно редкий фокус и теперь ждали его разгадки... С тех пор у меня всё пошло по-другому. Жизнь стала прозрачной и радостной, я знала, что на меня смотрят чьи-то влюблённые глаза. Я окончила школу с золотой медалью, поступила в университет, вышла замуж, родила детей... Каждый раз, когда я приезжала в свой город, я спрашивала бывших одноклассников, не знают ли они того, кто положил мне в парту розу. Но в ответ суровые, солидные дяди только пожимали плечами. Кто же тот неведомый поклонник, который так и не признался мне в своих чувствах? Тайна невесть кем подаренной розы волнует меня до сих пор... Я лечу в самолёте. Подо мною плывут облака, рядом, в непроницаемой пустоте, сияют звёзды, за ними клубится бесконечность. Я лечу домой, к своим детям, и, глядя в небо, вижу не далёкие звёзды, мерцающие в ночи, а красные розы. Розы, посаженные для таких, как я, которым однажды просто нужно было сказать; «Ты самая красивая!» Я слизываю с губ тёплую слезу и шепчу «спасибо» доброму волшебнику, который когда-то дотронулся до моей окоченевшей души своей нежностью. Надо мною висит небо, подо мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго солнца, лечу сквозь бесконечность. (По Е. Кочневой*) *Е. Кочнева — современный прозаик, публицист. Сострадание — активный помощник. Ко как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже чисто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Ини в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающейся чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. V них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от сноси нравственной позиции. ...кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не переживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову*) *Львов Сергей Львович (1922-1981) – прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы. ТЕКСТ 52 Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий... В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака... Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы... Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорически отказался. Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень. Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха... Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья. Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и смеялись. Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных и кучу бетонных плит. Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее. Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: — Ну разве так можно? А я смотрел на них и завидовал. Так завидуешь людям, живущим и уютной тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную ночь... Подошёл автобус, одна из девочек прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу: - Не наш! Играем! Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке. (По И. Новикову*) *Иван Алексеевич Новиков (1877-1959) – советский писатель, публицист. ТЕКСТ 53 Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: - Сам посуди. Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. Главное - сознание. Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. Тому же учили меня книги, которые я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны — что же это такое, ведь это сумасшествие? Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. - Я скажу тебе правду, — Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. — Я не могу понять, что это такое происходит. Я не могу понять, и это ужасно. Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. Ты был на войне, ты видел — объясни мне. — Какой ты, брат, чудак! Пусти-ка ещё горячей водицы. Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. А то, что он сказал, был участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. — Мне надо вылезать из ванны, — легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву*) *Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы. В повестях, рассказах, пьесах Леонида Андреева нашли отражение все противоречия сложного времени русских революций и послереволюционных потрясений. ТЕКСТ 54 Не помню, как его звали. Он жил на Сортировочной и в нашу школv перешёл временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь жила бабушка. Его посадили со мной, и это мне не понравилось... новенький несколько раз обратился ко мне с вопросами: «как зовут?», «где живёшь?»... Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался. А после уроков его повели бить. Это называется «прописка». Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. Новенький, увидев толпу, окружившую его, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, увернувшись от Кольки Лыкова, скрылся во дворах. За ним побежали, но догнать не смогли... Решили не ждать до завтра, а рассчитаться с новеньким сегодня же. - Димон, ты же сидел с ним! Зайди к нему, позови его к себе домой музыку там послушать или чего ещё... — попросил меня Колька Лыков. — Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу. Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение... могу выполнить только я. Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький. Мне пришлось соврать, что он спасся, а я получил по полной программе, так как сижу с ним за одной партой. Мы попили чай, он показал оной рисунки... Неплохо он рисовал. Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости. - Давай только не сегодня! Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома. - Понимаешь: у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты... - Ну, раз так, то пойдём... Тот путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. Новенький что-то говорил мне, я кивал головой. Недостроенный дом. Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежит альбомные листы и краски... Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. Я остановился. А новенький сделал ещё несколько шагов. Кусты шевельнулись. Всё! Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся. Самое страшное было дальше. Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь. - Димон, беги! Чего стоишь? И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. Только тогда он всё понял и посмотрел на меня. Удивлённо, недоверчиво, В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела... ...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти, я согласен даже умереть, совершая героический поступок. Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. Или хотя бы поймёт. Или, по крайней мере, выслушает... Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься. (По С. Надыршину*) *Сергей Надыршин – современный писатель и публицист. ТЕКСТ 55 Машина ехала с включёнными фарами. В столбах света танцевали снежинки. Дворники, скрипя, ползали вправо-влево, расчищая ветровое стекло. Людмила Михайловна и Игорь Алексеевич о чём-то тихо разговаривали, потом кто-то из них включил радио, и диктор стал читать последние известия. В машине было темно, только светились стрелки и точки на панели управления. Мне казалось, что всё это происходит не со мной, что я об этом уже читала. Но именно я сижу в машине, и Юркина рука лежит на моей руке, а я боюсь повернуть голову и взглянуть на него, потому что чудо, которое происходит со мной в эти минуты, может нарушиться. Неожиданно машина резко затормозила, и нас с Юркой прижало к спинке переднего сиденья, а потом откинуло назад. - Ненормальная! — испуганно вскрикнула Людмила Михайловна. Людмила Михайловна опустила боковое стекло: - Да вы что? А если бы я не успела затормозить? В наступившей тишине резко заскрипел снег под ногами женщины. Она наклонилась к окну. - Довезите до города, -- попросила она, тяжело дыша. - Срочно Куда же я вас посажу? — удивилась Людмила Михайловна. — Она торопливыми движениями подняла стекло и тронула с места. Женщина поплыла назад, и фигура её слилась с темнотой просёлка. Но в тот момент, когда она ещё не скрылась в темноте, я успела разглядеть, что у неё на руках не узел, а ребёнок, завёрнутый в ватное одеяло. - Прямо под колёса лезет! — заново переживая происшествие, сказала Людмила Михайловна. - Ужас, как я испугалась! - У неё ребёнок! — сказала я. - Разве?.. - не сразу отозвалась Людмила Михайловна. — Ах, как неловко... Да теперь уж далеко отъехали. - Может, вернёмся, всё-таки? - сказал Игорь Алексеевич. - Смысла нет. В театр опоздаем. - А вдруг нужно в больницу? - А вдруг, а вдруг! - резко возразила Людмила Михайловна. — А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети. И я отвечаю за Алёнку и Юру. - Всё равно, нельзя так, — с осуждением сказал Игорь Алексеевич. - Ну, не сработало, виновата, — легко согласилась Людмила Михайловна. — Да тут всего метров двести до шоссе. И автобусная остановка рядом. Да подберёт их кто-нибудь. У нас же действительно машина полная. Мы выехали на шоссе и понеслись по расчищенному и уже снова заметённому снегом асфальту. Я никак не могла осознать того, что произошло. Мне казалось, что я просто чего-то не поняла, что такого не может быть. Я молчала и ненавидела себя за это молчание. Я ненавидела себя даже больше, чем Людмилу Михайловну. У меня было чувство, как будто я — та женщина. Я стою в темноте, на морозе, снег.засыпает моего больного ребёнка, а мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах. (По А. Масс*) * Анна Владимировна Масс (род. В 1935г) – русская писательница. ТЕКСТ 56 Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь. Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. Но контролёр всё ж у большинства был. Высший нравственный контролёр — совесть. Но ведь и только! Да, и только. Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. На трамваях, на автобусах, на такси (!) люди добирались до больницы. Дежурные медсестры выходили их встречать. За 30 минут в больницу приехало 320 человек. Пострадавший был спасён. Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали, исходя из других мотивов. Нравственный долг - их главный, их основной мотив. Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. Для каждого! С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга — другое. Журналисту это следовало знать тоже. Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным. Одно начало берёт в другом. Большое — в малом, великое — в большом. (По Г.Н. Бочарову*) * Геннадий Николаевич Бочаров – современный известный российский писатель и журналист.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |