КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 38
Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармонии «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд»... Более неудачное сочетание слов — фабрика звёзд» — трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, - если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. Бедная страна наша! Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». А нам нужны мастера! Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе. Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый И их реплики после концерта - «клёво!» - не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!
Это адски трудное дело — пытаться донести до зрителя (особенно молодого - ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих их предшественников, за творения которых нас уважают и любят т. всем мире. А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается. (По Л. Мозговому*) * Леонид Павлович Мозговой (род, в 1941 г.) - заслуженный артист России. ТЕКСТ 39 Поначалу мы узнали, что вокруг громадного корпуса дома отдыха, по необъятной и почти девственной территории, как-то ненадёжно и неуверенно отобранной у леса, реки и поля, бродит призрак лошади. Он естественно вписался в пейзаж, дружественный подлунному буйству теней и миганию потусторонних огоньков. Чтобы жила ничейная, вольная лошадь, - это не укладывалось в нашем сознании. Вот почему её проще было считать призраком, нежели тварью из плоти и крови. И всё-таки настал день, когда силуэт загадочного коня обрёл трёхмерность, чёткую, живую окраску, суету мелких движений плоти и пришлось отбросить самообман - возле нас существовала лошадь, которая ходит сама по себе. Она пришла словно из дней детства, но что-то непонятное мешало мне приблизиться к ней. Однажды я всё же оказался так близко от неё, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти. Дикарка была на редкость ухоженной: хвост подрезан и расчёсан, также расчёсаны густая грива и чёлка. Обрызганные влагой копыта опрятны и освобождены от подков. Надраенный скребницей круп сыто блестит. Красив и значителен был мир, отражённый в её большом, глубоком и добром зрачке, а вот другой глаз ничего не отражал - тусклый, затянутый голубоватым бельмом, он мёртво пялился в пустоту. Но, странное дело, бельмо не уродовало лошадь, а прибавляло ей достоинства. Крепко поработала старая на своём веку и награждена нынешним привольем.
Это была не простая деревенская лошадь. В ней чувствовалась порода, хотя не знаю, какие крови слились, чтобы создать такое милое существо. Некоторые отдыхающие попытались вступить с лошадью в более тесные отношения, но она не принимала ни сахара с ладони, ни чёрного хлеба, скромно довольствуясь осенней травой. Долгие годы возле людей научили её мудрой осмотрительности. Но лошадь не понимала другого, - что сама безнадзорность её была вызовом правопорядку. Лесник, прочный, надёжный в каждой жилке, движении, слове трудовой человек, как-то пришедший вместе с лошадью, сказал, посмеиваясь: — Без малого двадцать годов мы с ней вкалывали. А сейчас пусть гуляет, заслужила бессрочный отпуск. Да и кому Маруська мешает? Никто и внимания не обратил, что старая Маруська прикрыта от судьбы лишь худым плащом лесниковой доброты, а не Законом. Никто не обратил внимания на полуторку, проехавшую в лес мимо главного корпуса дня через два. Никто не придал значения и слабому выстрелу, ватно щёлкнувшему в сыроватом просторе. Но, когда полуторка катила назад, многие заметили торчащие из кузова четыре толстые коричневые палки. То были не палки — ноги убитой лошади. Как бессильно добро и как действенно зло! «А стоит ли подымать шум из-за старой, полуслепой, бесполезной пощади?» — скажет какой-нибудь здравомыслящий человек. Но это была прекрасная лошадь... Прекрасная Лошадь, погубленная не случайно, а сознательно...(По Ю.М. Нагибину*) * Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) - писатель, сценарист многих известных фильмов (например, «Гардемарины, вперёд!») ТЕКСТ 40 Поговорим о брезгливости. Тема эта в сегодняшней России особенно актуальна. Откуда она вообще взялась? Брезгливость - плод цивилизации и культуры. Это легко подтверждается на примере ребёнка. Маленький ребёнок в состоянии полуразумности, как маленький дикарь, тянет в рот всё, что попадает ему под руку. Позже, наученный окружающими людьми, он усваивает уровень брезгливости своего времени. Как наглядно, что физическая брезгливость человека развивается имеете с цивилизацией, и какая драма человечества, что нравственная брезгливость нисколько не развивается вместе с ней! Здесь чистое тянется к чистому, но и грязное тянется к чистому, чтобы запачкать иго, чтобы почесаться о него, как свинья о дерево.
Нравственная брезгливость связана с прирождённым нравственным слухом. Слух этот, если он есть, поддерживается культурой. Я предполагаю, что нравственная брезгливость в человеке развивалась вместе с религией и культурой. Не обязаны ли мы более всего Евангелию за то отвращение, которое испытываем к предательству? Образ Иуды стал нарицательным. И хотя поток доносов достаточно мощен до сих пор, не был бы он ещё более мощным, если бы люди не содрогались, уподобляя себя Иуде? Настоящее художественное произведение не может обойтись без этического напряжения. Читая настоящую литературу, мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы. И в этом, грубо говоря, практическая польза культуры. Но культура таит в себе свою трагедию. До тех, кому она нужнее всего, до широких народных масс, она доходит медленно, слишком медленно. Культурой в основном пользуются культурные люди. В этом её трагедия. Как её преодолеть — вопрос грандиозной сложности, который должно пытаться разрешить общество в целом и государство. Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперёд, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. То ли просто от нового варварства вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и средства массовой информации и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты. Проявляя нравственную брезгливость, мы должны уже сегодня с этой псевдокультурой бороться беспощадно. (По Ф. Искандеру*) *Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) - известный писатель и поэт, родился в Абхазии. ТЕКСТ 41 Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью. Отсюда командование управляло долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.
Подходы к трубе находились под огнём немецких батарей, расположенных на возвышенности, и мы выбирались в посёлок по узкому, размокшему от дождей ходу сообщения. В посёлке никого уже не было, люди ушли, и занавески, бившиеся на ветру о камень, казались последним движением жизни. Как пусто вокруг! Но вдруг мы остановились. Мы увидели дым. Это не был горький дым пожарища — дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. Это был плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым индустрии. Только люди, побывавшие в Сталинграде в те месяцы, смогут понять, каким невероятным представилось нам это зрелище, в трёх-четыреx километрах от линии боя, посреди разбитых в щепы домов, вагонов, заборов, в каменной, разжёванной снарядами пустыне, на вицу у немецких батарей. Так же дико было бы увидеть человека, который вытащил на поле перед вражескими окопами концертный рояль и стал играть Шопена. Нa поле боя дымила заводская труба. Я не знаю, как назвать чувство, охватившее нас в эту минуту, но сопротивляться этому чувству мы не могли и, забыв обо всем, побежали к трубе. Мы увидели высокое, обожжённое, закопчённое войной здание. Стены его были пробиты снарядами. В воротах нас остановил седой, строгий старик, долго звонивший куда-то и спрашивавший, можно ли нас пропустить. Двор был изрыт воронками. В другом его конце по дощатым ступеням мы спустились под землю. Бархатная, домашнего вида портьера отделяла узкий коридор от небольшого помещения, где на стенах висели контрольные приборы, сигнальные лампы, ещё непонятные нам циферблаты с дрожащими стрелками, рубильники, бегущие по карнизу провода. Следующее помещение представляло собой нечто среднее между обычным городским кабинетом и жильём аккуратного холостяка. Многие вещи, видно, были принесены из дома. Ковры, скатерть с цветной бахромой на одном из столов, шахматы, мандолина. Как странно было видеть всё это в хаосе осаждённого немцами города! Тут жестояли телефоны и радиоприёмник, лежали стопками технические, справочники. Между справочниками заблудилась и беллетристика, — значит, людям здесь часто не спится. Чувствовалось, что люди не только работают здесь» но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить. Один из сидевших за столом проверил наши документы и сказал: - Вы находитесь на командном пункте Сталинградской электростанции... После всего, что произошло в те месяцы в Сталинграде, это знакомое слово прозвучало как из далёкого, забытого, милого прошлого. Здесь, в огне грандиозной битвы, с дымом войны смешивала свой плотный, спокойный дым живая, работающая, излучающая свет электростанция. (По Е. Кригеру*) * Евгений Генрихович Кригер (1906 - 1983) — русский советский писатель и журналист. Участник Великой Отечественной войны. ТЕКСТ 42 Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». Но что может значить это определение? Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. Ограничено и человечество в целом. Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окруженное толщами непроницаемого чёрного камня. Вот его ограниченность. Каждый человек в незримом:, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги. Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. Но очень важно разделять знания и представления. Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен? То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире. (По В. Солоухину*) * Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) - поэт, прозаик, публицист, автор очерковых книг о русской деревне. ТЕКСТ 43 Певцов было десять человек, только десять. Все в одинаковых черных концертных костюмах, белых манишках. И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет. И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. Молодёжь привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя. Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. Лица их были спокойны и сосредоточенны. И все они почему-то казались похожими друг на друга. Возможно, потому, что в «тот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв. И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они ли пели. И голоса взлетели... Зал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, v коров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути. Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор но находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки. Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке — музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. Жить после жизни - вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, — это будет антология всего лучшего в культуре человечества. Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней. (По Ч. Айтматову*) *Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) — киргизский советский писатель, народный писатель Киргизской ССР.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |