Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 28




Некоторые книжки советуют человеку, если он заблудился в лесу, ориентироваться по веткам на деревьях, по мху, по конфигурации муравейника, по тому, где находится отверстие в норе грызунов... Из­древле путь людям подсказывали солнце и звёзды, они никогда не об­манывали ни охотников, ни мореплавателей, ни путешественников... А когда густая пелена туч затягивает небо и небесные светила стано­вятся невидимыми, вот тогда уж делать нечего: приходится исследовать мох или считать ветки на разных сторонах берёзы.

Незадачливый грибник, забравшийся в непроходимые дебри, ча­ще всего всё-таки находит дорогу домой. Ориентирование в безбреж­ном пространстве жизни вызывает куда больше трудностей. По ка­ким звёздам выяснить, правильно ты поступаешь или нет? Где то солнце, которое указывает тебе верное направление? Человечество выработало систему так называемых общечеловеческих ценностей, определило нравственные законы, которые действуют во все времена. Но людям часто приходится двигаться как бы на ощупь, полагаясь на весьма ненадежные подсказки житейского опыта, политической конъюнктуры, замшелых догм, сиюминутных интересов, личной вы­годы... Тогда теряется всякая основа для объективной оценки тех или иных поступков, законы превращаются в рекомендации, принципы - в возможности, и серый дым неопределённости наглухо затягивает нравственные абсолюты.

Во время войны взвод необстрелянных солдат во главе с молодень­ким лейтенантом попал в окружение. Бойцам предложили сдаться, обещая всем сохранить жизнь. Командир, посовещавшись с товари­щами, решил сложить оружие. Жизнь бойцов была сохранена.

Правильно ли поступил командир? Большинство людей говорят, что ответ зависит от того, с какой стороны посмотреть на описанную ситуацию. В каком-то смысле лейтенанта можно назвать героем: он не побоялся нарушить воинский устав, спасая своих солдат. С другой стороны, если доблесть и мужество командиров измерять тем, как бы­стро они будут сдаваться на милость врагу, то в роли героев скоро ока­жутся те, кого всегда называли трусами и предателями. Если солдат при первой же опасности бросает оружие, тогда кто же будет защи­щать Родину? Или, может быть, этот конкретный случай следует признать исключительным? Или для такого случая следует приду­мать особую шкалу нравственных оценок? Но так не получается! Ес­ли вчера вы клеймили трусов, а сегодня называете благородством ма­лодушие, то как следует вести себя завтра? Какие поступки считать достойными человека, а какие - позорящими его честь? Или каждый год утверждать новый перечень добродетелей и пороков? В «Балладе о времени», написанной Владимиром: Высоцким, есть такие слова: «И во веки веков, и во все времена трус-предатель всегда презираем». Каждое новое поколение должно пройти свой путь к осознанию вечных истин, нетленных законов нравственности, оно должно заново открыть ту путеводную звезду, которую, признаемся, не так просто найти среди сонма мерцающих светил. Да, бывает трудно следовать по указанному ею курсу, кажется, что идёшь в другую сторону, что более легкий и быстрый путь совсем в другом направлении. Но каждый выбирает сам: ориентироваться ли ему по звёздам или искать дорогу, полагаясь на окраску мха. (По В.А. Захарову*) *В.А.Захаров (род. в 1956г.) – писатель и публицист. ТЕКСТ 29

«Гений, - говорил Эдисон, - это 1% вдохновения и 99% пота». Поверим ему, человеку высокого творческого труда. Но откуда берёт­ся пусть даже 1% того вдохновения, которое творит на нашей Земле неё самое совершенное, бессмертное? Если бы мы могли так просто, сразу ответить на этот вопрос!

«Генетическая структура» выдающихся личностей нам неизвестна. И понятно почему. Источник мыслей, идей и творений — человеческий мозг — изучен ещё не столь глубоко, исчерпывающе, как хотелось бы.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать лишь одно: почти в ка­ждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах вос­питания используется не более одной десятой возможностей мозга как мыслительного органа. При этом люди настолько различны, на­столько индивидуальны, что каждый из нас в чём-то выдающаяся, неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность на­ходит своё призвание.

Интеллект, как и любое другое свойство человека, формируется под воздействием генетических факторов и факторов окружающей среды. Однако здесь возникает главный вопрос: в какой степени ин­теллектуальные способности обусловлены наследственностью, а в ка­кой - окружающей средой?

То, что ум - врождённое качество, вроде бы ни у кого не вызывает сомнений. Учёными сделан вывод, что примерно на 80%умственное разви­тие обусловлено генетическими причинами и только на 20% — окру­жающей средой.

А зависит ли этот «коэффициент интеллектуальности» от пола че­ловека? Исследования показали, что мужчины иженщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития, хотя есть и не­которые различия. Мужчины лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины лучше решают словесные задания и тесты на запоминание.

Чем вызваны такие различия, мы пока не знаем. Стало ли человечество умнее за исторические времена? Интеллект развивался уже не один миллион лет, однако нет никаких свиде­тельств, что он изменился за последние три тысячи лет. Возможно, древние греки имели такие же способности, как и современные люди. А может быть, даже выше — кто скажет? Н Наконец, нельзя не подчеркнуть, что все утверждения об интелле­ктуальном преимуществе одной расы над другой не научны. В таких случаях обычно исследуется «коэффициент интеллектуальности» сравнительно небольших этнических групп, а делаются выводы о «ге­нетической ущербности» всей расы. Стоит подчеркнуть, говоря об ум­ственном равенстве различных народов, что в США некоторые груп­пы выходцев из азиатских стран показали более высокий «коэффици­ент интеллектуальности», чем белые американцы, а у некоторых групп эскимосских детей, не получивших образования и живущих в гораздо более трудных природных условиях, показатели интеллекту­ального развития намного превысили показатели некоторых групп образованных и благополучных европейских детей. По О.М. Казарцевой*) *Ольга Михайловна Казарцева — филолог, специалист в области ритори­ки и культуры общения, автор книг по вопросам письменной речи, межкуль­турным коммуникациям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.