КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 61
ТЕКСТ 60 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке. Истинно великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более важно сохранить красоту русской речи. Но скажут ли достаточно в школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь. С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. В стонах и воплях нарушается песнь. Но проходит ноль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем. (По Н. Рериху*) *Николай Константинович Рерих (1874-1947) – российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении. Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в сфере спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные. Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки Данелия, Рязанова, Гайдая. Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме и иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати? Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т.Жаровой*) *Таисия Жарова – современный российский публицист. ТЕКСТ 62 Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал: — Меня очень волнуют семейные дела. Он глубоко вздохнул. —Пока молодой, на это внимания не обращаешь. А потом становится поздно. Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя. —Понимаю, - сказал я. —Это вы пока умом понимаете. А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. Это какой-то парадокс. Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. Никакие деньги, никакие связи не помогают. Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час. — Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть. Он помолчал. — У меня мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. Взяла мою сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала. А пересадку они делали в Москве. У них здесь было часа два между поездами. Мы и договорились встретиться на вокзале. Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. Мы тогда уже года два или три не виделись. Он опять замолчал. - Я их едва не пропустил. Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. Неловко как-то было. Странно, как это не находишь норных слов для тех, кого любишь... В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. Словно какой-то замок мне повесили. А она всё смотрела на меня такими глазами, что казалось: я вот-вот умру. Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. Не знаю, что тогда на меня нашло. А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. Я вдруг подумал: «Это же моя мама!» Побежал наверх. Поезд уже должен был отправляться. Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. Где-то в середине я их нашёл. Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а моя мама сидела около самой двери и плакала. Никто на её слёзы внимания не обращал. Человек уезжает - мало ли... (По А. Геласимову*) *Андрей Валерьевич Геласимов (род. В 1966г.) – современный российский писатель. ТЕКСТ 63 Изо всего, что было когда-нибудь создано гением человека, самое, может быть, лёгкое на первый взгляд и самое страшное в своей глубине создание есть театр. Трагический ужас и шутовской смех с одинаково непреодолимою силою колеблют перед нами всё ещё обольстительные завесы нашего мира, такого, казалось, привычного, и вдруг, в зыблемости игры, такого мира, такого неожиданного, жуткого, поражающего и отвратительного. И трагическая, и комическая маска одинаково не обманывают внимательного зрителя, как не обманывали участника игры, очаровывая его, приобщая его к тайне. Когда мы были детьми, мы играли. Распределяли между собою роли и разыгрывали их, пока не позовут спать. Театр у нас был отчасти бытовой (были очень наблюдательны), отчасти символический (так любили сказку, и слова заклинаний, и весь забавный обряд игры). Во время игры в восторге яркого самозабвения сгорали тяжёлые цепи тяжёлого земного времени. И из пепла их строился новый мир - наш мир. Мир, пламенеющий в молодом экстазе... А разве и потом чего-нибудь иного хотели мы от игры, которая стала для нас уже не только зрелищем? Но чего же мы хотим от театра? Научиться хотим искусству жить или очиститься от тёмных переживаний? Решить моральную, социальную, или эстетическую, или ещё какую-нибудь проблему? Конечно, всё это и ещё многое иное можно притащить в театр, но всё это должно сгореть в истинном театре, как на костре сгорает старая ветошь. И как бы различно ни было внешнее содержание драмы, мы всегда хотим от неё того же, чего некогда хотели от нашей детской игры, - пламенного восторга, похищающего душу из тесных оков скучной и скудной жизни. Очарование и восторг - вот что влечёт каждого из нас в театр. Театральное зрелище, на которое приходят смотреть для развлечения, недолго будет оставаться для нас только зрелищем. И уже скоро зритель, утомлённый сменою чуждых ему зрелищ, захочет стать участником мистерии, как некогда был он участником игры. Но зрелищем по преимуществу хочет быть современный театр. Всё устроено в нём только для зрелища. Для зрелища - профессиональные актёры, рампа и занавес, хитро раскрашенные декорации, стремящиеся дать иллюзию действительности. А современный зритель только тем может участвовать в театральном зрелище, что узнаёт себя в подставляемых ему со сцены более или менее кривых зеркалах. Однако если наметился путь, по которому должно идти развитие театра для того, чтобы театр отвечал своему высокому назначению, то задача театрального деятеля в том и состоит, чтобы, возводя театральное зрелище ко всем тем совершенствам, которые только достижимы для зрелища, приблизить его к соборному действию, к мистерии и к литургии. (По Ф.К. Сологубу*) *Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) – русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |