КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 70
ТЕКСТ 69 Мне вспомнилась одна поездка в трамвае... В нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста. На остановке в вагон села компания молодых людей и несколько рабочих с текстильной фабрики. Все пассажиры взяли билеты, а молодые люди из этой компании билетов брать не стали. Кондукторша подошла к ним: - Оплатите проезд. Трое отвернулись. Один, нахально улыбаясь, сказал: «Проездной у меня. Туда и обратно» - и захохотал. Пятый полез в карман, достал монету, а когда кондукторша протянула за ней руку, поднял монету к потолку. - Что же ты не даёшь мне билета? Я деньги приготовил! Допрыгни! Компания загоготала. Кондукторша снова повторила: - Оплатите проезд! Но молодые люди продолжали издеваться над пожилой женщиной. Мы ехали во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на помощь вожатого, а когда попробовала позвонить в звонок, чтобы остановить трамвай, парень, который был заводилой, заслонил звонок спиной. Пассажиры стали увещевать хулиганов: - Постыдились бы! Но увещевания только подзадоривали безобразников. - Вы что-то сказали? Ты, шляпа, к тебе обращаюсь! Ты что - контролёр? А не котроллер — помалкивай в тряпочку! Человек в шляпе замолчал. На его лице появился страх. Он знал, на что бывают способны такие компании. У меня кровь бросилась в голову, и, ещё не зная, что сделаю в следующую секунду, я шагнул к хулиганам. Но меня опередили. Немолодой мужчина подошёл к заводиле: - А ну, марш от звонка! Тот начал: -А тебе что, папаша, на... Договорить не успел. «Папаша» так двинул его плечом, что тот отлетел в сторону. Кнопка звонка была нажата. В моторном вагоне задребезжал звонок. Трамвай резко остановился. - Извините, товарищ кондуктор, - сказал «папаша». — Откройте дверь. Мы сейчас наведём порядочек. Дальше всё происходило, как в кинокартине, где торжествует справедливость. Поднялись все мужчины, ехавшие в вагоне, в том числе и преодолевший свой испуг «человек в шляпе», и негодяев, мгновенно утихнувших, вышвырнули из вагона. Приземляясь в осенней луже, они верещали: - За что? Хулиганы! Вагон тронулся. «Папаша» сказал: - Видывали таких. Трусы! Он прав. Хулиганы всегда трусы - их «геройство» гроша ломаного не стоит. Они измываются над окружающими, красуются, пока не почувствуют твёрдого отпора... (По С.Львову*) * Львов Сергей Львович (род. В 1922г.) – русский советский писатель, журналист, литературный критик. Сострадание - активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе её недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. ...кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жёстко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности. (По С.Львову*) * Львов Сергей Львович (род. в 1922г.) – русский советский писатель, журналист, литературный критик. ТЕКСТ 71 Учёные-социологи провели многолетние наблюдения, позволившие проследить, кем собирались работать и кем работают выпускники некоторых школ. Оказалось, что расхождения между желаемым и действительным весьма значительные. В юности мы часто переоцениваем свои способности или ошибаемся в их определении, но действуют тут и объективные причины, и главнейшая из них - потребность общества в разных профессиях. Это надо понимать смолоду. Часто, решая вопрос, кем быть, мы не знаем, какой в жизни существует разрыв между «я хочу стать» и «я смогу стать». Не менее важно понимать: истинная ценность человека определяется прежде всего тем, каким он стал, а уж потом - кем. Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные! Но это достойный путь, требующий немалого мужества! Другой - не менее достойный: получив не ту профессию, о которой мечтал, не считать себя из-за этого неудачником. Ничего вреднее, чем постоянная позиция неудачника, тут быть не может. Если и здесь работать как можно лучше, добиться удаётся многого. Твёрдо зная: не внешним успехом определяется, состоялся или не состоялся человек. Разговор о профессии не может не включать две стороны. Часто, определяя свой путь, мы думаем, что такой выбор даст нам, а в ответ получаем другое: что должны дать мы. Необходимо помнить о каждой из этих двух сторон проблемы, иначе разговор станет эгоистическим и назидательным. А вот связать обе стороны - великое дело! Именно в выборе профессии видно, насколько совпадают правильные понятые личные и общественные интересы. В том, чтобы этот выбор был как можно удачнее, заинтересовано всё общество. Конечно, когда человек всю жизнь влачит за собой, как тяжкий груз, нелюбимую специальность, от этого страдает он сам. Но не один. Если учитель терпеть не может ребят, а врач - больных, продавец - покупателей, если они убеждены, что привела их в школу, поликлинику, магазин злая несправедливость судьбы, страдает от этого множество ни в чём не повинных людей. Можно сказать: дело тут не в выборе профессии, а в отношении к своим обязанностям. Делай добросовестно своё дело - вот всё, что требуется. Разумеется, это так. Но не совсем. Добросовестное отношение к работе — та малость, которую окружающие вправе требовать от каждого. Но ведь для всех нас, для всего нашего общества важно, чтобы каждый давал не минимум, а максимум того, на что он способен. А для этого нужно верно найти точку приложения своих сил. Вот об этой мере ответственности при выборе профессии перед самим собой и перед окружающими нельзя забывать. (По С.Львову*) * Львов Сергей Львович (род. в 1922г.) – русский советский писатель, журналист, литературный критик.
ТЕКСТ 72 Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир - зелёный. Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте. Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой. Под окном, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли её? Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава. Трава она и есть трава. Её много. Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... Разве что в пустыне её поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты ты — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (По В.Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – поэт, прозаик, публицист, автор очерковых книг о русской деревне. ТЕКСТ 73 В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Фамилии его я уже не помню, звали Лёшкой. Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ещё ребёнком, хотя было ему не меньше семнадцати - девятнадцати лет. Знаменит же он был тем, что много читал. У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная, а сейчас никому не нужная, разбомблённая, заваленная кирпичом. Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своём углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой и глазами, устремлёнными в книжку. Наверху гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, пождав ноги, и читал. Где-нибудь в сети обнаружится прорыв - загнёт страницу, побежит, починит, вернётся и опять глаза в книгу. Лёшка читал всё, что попадалось под руку. И всё прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. И в то же время он по-детски эмоционально переживал всё преподносимое ему книгами. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. По-моему, он даже всплакнул немного. И всё это происходило в каком-нибудь километре от немцев, в подвале, всегда набитом людьми, усталыми, невыспавшимися, где лежали и стонали раненые, где умирали. В декабрьскую ночь нас передвинули на северо-западные скаты Мамаева кургана. Лёшке пришлось расстаться со своей библиотекой. Вот тут-то Лёшка и затосковал. У меня был томик Хемингуэя в тёмно-красной обложке. Эту книгу я украл у одного длинноносого майора с гладко выбритым лицом и серебряными волосами ёжиком. Когда я нёс Лёшке книгу, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он отнюдь не лёгкого писателя. А наутро я узнал, что Лёшка ранен. Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. И больше я Лёшку не видел. Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. И тот томик прочёл. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком много у него подспудного, недоговорённого, а Лёшка любил ясность. Но в этих двух столь несхожих людях - прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившим только шесть классов, - мне видится что-то общее. (По В.Некрасову*) *Виктор Платонович Некрасов (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни. ТЕКСТ 74 «...Я хотела бы иметь список книг, которые необходимо прочитать хотя бы для того, чтобы не оказаться когда-нибудь в неудобном положении...». Такие просьбы нередко бывают в письмах, приходящих в редакцию. Приходится объяснять, что выполнить эту просьбу невозможно. Списка книг, которые необходимо знать, чтобы слыть культурным, образованным и начитанным человеком, составить нельзя. Хотя бы потому, что «минимум образованности» — понятие, лишённое смысла. Оно обозначало бы, что есть какое-то количество книг, прочитав которые можно успокоиться и с чистым сердцем впредь считать себя образованным человеком. А дело-то в том — и это не парадокс, — что чем больше человек читает, тем яснее ему становится, какое огромное количество «необходимых» книг он ещё не прочитал. Так, познакомившись с основами географии, мы начинаем понимать, что дойти до горизонта нельзя. Духовные богатства, накопленные человечеством, неисчерпаемы, а жажда познания неутолима. «У меня нет никакого таланта, — говорил Альберт Эйнштейн, — а только страстное любопытство». Это страстное любопытство и заставляет людей читать книгу за книгой. Я понимаю: обидно, что какие-то хорошие книги проходят мимо рас потому, что вам не довелось услышать о них. Но я всё-таки не взялся бы составить рекомендательный список книг, не зная ваших вкусов, интересов, жизненного опыта. Всякие жёсткие «системы» на поверку оказываются малоплодотворны. Рахметов у Чернышевского говорит: «Я читаю только самобытное и лишь настолько, чтобы знать эту самобытность....Прочитаю сначала всего Гоголя. В тысячах других повестей я уже вижу по пяти строкам..., что не найду ничего, кроме испорченного Гоголя, - зачем я стану их читать?» Этот, на первый взгляд, заманчивый принцип таит в себе опасность. Пожалуй, Рахметов мог бы не обратить внимания на первые повести Достоевского, а может быть, и не только на первые. Ведь Достоевский вырастал из гоголевской традиции, он сам сказа: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Пусть не истолкуют меня превратно: я выступаю против жёстких «систем», но всячески ратую за продуманное, систематическое чтение. Письма читателей, даже крайне наивные, продиктованы именно стремлением к систематическому и разумному чтению. И не вина, а беда авторов этих писем, что они растерянно и беспомощно смотрят на книжные полки... (По Л.Лазареву*) *Лазарь Ильич Лазарев (1924-2010) – российский литературный критик и литературовед. ТЕКСТ 75 Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой. Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней. - Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю — испугается, так вот - принесла. Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая. На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, -что за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями. Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя,, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, ТЕКСТ 76 Мне шестнадцать лет, учусь в десятом классе. Живу я в интеллигентной семье; мои родители — врачи, честные, добрые, мягкие люди. Братьев и сестёр у меня нет. Я воспитана, как говорят мои одноклассники, на музыке Чайковского, Баха, Глинки. В прошлом году окончила музыкальную школу. Мне тяжело среди одноклассников. Ребята относятся ко мне, в общем, неплохо, хотя несколько отчуждённо, а учимся мы вместе с третьего класса. Я совершенно не могу слышать грубости. Иногда вечером ко мне приходят одноклассники, зовут гулять. И чаще всего я не иду, потому что на улице можно услышать всякую пошлость, гадость. Девочки обижаются на меня. Сегодня пришлось услышать крепкое словцо. Я возмутилась, но одна девочка сказала, что подобные слова она слышит каждый день от пьяного отца. «Он издевается надо мной, — сказала она. - Ну и что? Ты забываешь, что не все живут хорошо, не у всех дома «спасибо, пожалуйста, извините». И вот ты торопишься пройти мимо грубости, ты осуждаешь моего отца, не зная причин его поведения, не обращая внимания на то, что я всё-таки люблю его, ведь он мой отец». Я задумалась, как я живу. В семье нежные отношения, разговоры на возвышенные темы. В семье я «доченька, Наташенька». Ни разу голос на меня не повысили. Некоторые считают: в том, что я морщусь, как отболи, от любого нелитературного слова, виноваты мои родители. Я считаю, что это несправедливо. Почему я должна кричать: «Эй, ты, пойдём в буфет, пожрём, что ли!» И всё-таки я чувствую, что ребята в чём-то правы. Но в чём? И в чём ошибаюсь я? В двенадцатилетнем возрасте мне казалось, что все живут так, как наша семья. И потом я увидела, что это не так. Меня угнетает это. Мне кажется, что я живу как под стеклянным колпаком: ничего не знаю о реальной жизни, о реальных человеческих отношениях. Иногда доходит до смешного: мне стыдно играть Чайковского... Самое главное, мне поделиться не с кем. Ребята скажут, что это жизнь, а в жизни всё бывает. Как это так — всё? Наташа. Чем дальше уходит в прошлое моя молодость, тем дольше размышляю я над такими письмами. Не на все вопросы есть ответы. Посчастливилось тем, кто воспитывался в семье, где господствовали взаимное уважение, вежливость и деликатность. Такие люди спустя долгие десятилетия вспоминают это как величайшее благо. А в семье, где господствовал грубый, неуважительный тон, это тоже запоминалось на всю жизнь. Как душевная травма, от которой человек избавлялся годами, а иногда не мог избавиться и всю жизнь.. (По С.Львову*) * Львов Сергей Львович (род. в 1922г.) – русский советский писатель, журналист, литературный критик. ТЕКСТ 77 Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке, низкой или высокой. Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, то он оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка - неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. Не повысили в должности - огорчение. У кого-то лучшая мебель или машина — опять огорчение. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью. Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия. Поэтому речь идёт лишь о главной жизненной задаче. А её надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести. Только не надо второстепенное превращать в первостепенное. По Д.С.Лихачеву*) * Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) – русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. ТЕКСТ 78 Помнится, уезжая, я обещал писать вам письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке - письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя. Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. Два слова вместо двух томов - вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века. Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, вы высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошёл удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующихся услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. Но это всё — мы. Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра - просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля? Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности. (По В.Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – поэт, прозаик, публицист, автор очерковых книг о русской деревне. ТЕКСТ 79 Людей всегда мучают разнообразные сожаления - большие и малые, серьёзные и смешные. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех связано с воспоминаниями детства. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это - сожаление о том, что не удалось - да, пожалуй, и не удастся - увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бунты или листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони - с их нежной припухлостью между тоненьких жилок. (По К. Паустовскому*) *Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. ТЕКСТ 80 Во дворе нашего дома идёт строительство. В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. И как только выстраивались, как только начиналось — слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. Попал в цепочку — сам себе уже не хозяин. Каждого из нас окружают люди. Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом «общество». Люди не способны жить неупорядоченно. Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу....имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других. В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне. Но вопреки себе я вынужден был убивать и делал это без каких-либо угрызений совести. Даже гуманнейший из людей - Пушкин, окажись он на моём месте, поступал бы так же. Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное - некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. Вся суть в том, куда направить движения механизма. Из века в век эпизодически предлагались проекты идеальных общественных устройств, при которых должны отсутствовать насилие и вельможное тунеядство, необузданная роскошь и унизительная нищета. Платон, Ян Гус, Томас Мор, Кампанелла - сколько таких благородных проектировщиков прошло по земле... Скорей всего, и у апостола Павла существовал свой проект, основанный на принципе «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». И ни один не принят жизнью. Отвергнуты все. Почему? (По В. Тендрякову*) *Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) – русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. ТЕКСТ 81 Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца прошлое, никогда больше не вернусь к нему. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Довольно ходить по пепелищам родной Тимоннхи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что... В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо. Уходят дожди, плывут облачные флотилии. Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. Очень хорошо. Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегy по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам. Никого нет. Мама ушла за морошкой, все на покосе. Дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй! Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. И где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома. Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В.Белову*) *Василий Иванович Белов (род. В 1932г.) – русский писатель.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |