КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Сущность процесса обучения как стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями
Сущность процесса обучения как стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения. Теоретические основы обучения разрабатывает особая область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова дидактикос, что означает обучающий. Предмет дидактики - общая теория обучения всем предметам. Особенности преподавания отдельных дисциплин изучают методики конкретных предметов (методика обучения русскому языку, математике и т.п.). Основателем научной дидактики считают чешского педагога Я.А.Коменского. В его книге «Великая дидактика» (1632) эта область педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». На развитие отечественной дидактики оказали К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Л.В.Занков, М.Н.Снаткин и др. Дидактика на современном этапе развития общества: изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета; анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную). Выделяют: общую и частную дидактику. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Общая дидактика решает следующие задачи: определяет цель образования и обучения. Из цели вытекает и содержание образования и обучения: чему учить? Дидактика разрабатывает вопросе формах, методах и организации учебной работы: как учить? Изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе формулируются принципы и правила обучения. Разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов организации образования. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Частной, а точнее специфической можно считать и дидактику начальной школы, поскольку она изучает общие вопросы обучения, но с особенностями, характерными для детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Специальные исследования посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, при рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы. Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления. Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения: создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Первостепенное значение в решении проблем создания транспортных агрегатов имеет выбор рациональных величин основных параметров конструкции: массовых, геометрических, энергетических и др. Совокупность этих параметров определяет не только свойства ТА, но и затраты материальных, технических и людских ресурсов как на производство, так и на эксплуатацию агрегатов. Поэтому на современном этапе развития транспортных средств важнейшей проблемой является не только обеспечение выполнения ими поставленных задач по транспортировке грузов, но и уменьшение затрат на их производство и эксплуатацию. Многие из этих вопросов решаются на этапе проектирования ТА. Основным назначением ТА является перевозка груза с заданными характеристиками. Если этим грузом является контейнер, то к числу основных характеристик относятся: длина груза (Lгр); диаметр или высота(Dгр); масса (Мгр); точки (координаты) крепления груза и расстояние между ними l; положение ЦМ; данные по комплектующему оборудованию и его составу; допустимые перегрузки для груза и др. Условия эксплуатации ТА включают: дорожные условия, в том числе уклоны и тип опорной поверхности (a, Т, j, q0, S); климатические условия; условия движения (ограничения на скорость передвижения, движение в составе колонны и др.). Общие требования к ТА можно разделить на служебные, эксплуатационные, инженерно-психологические и экономические [10]. Частные требования к проектируемому агрегату определяют: - максимальную скорость движения (Jmax); - предельные преодолеваемые препятствия, в том числе максимальное значение угла подъема и коэффициента сопротивления качению (amax и fmax); - тип двигателя; - запас хода по топливу; - максимальное значение динамического фактора и др. Проектирование ТА является творческим процессом, включающим ряд характерных этапов, присущих любому процессу проектирования технически сложных объектов. Можно выделить четыре основных этапа проектирования: 1) разработка ТЗ; 2) разработка технического предложения или предэскизное проектирование; 3) эскизное проектирование; 4) рабочее проектирование. Здесь представлены некоторые элементы первых трех этапов проектирования
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |