Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение массовых и габаритных характеристик




 

Приближенный расчет общей массы автомобиля и его инерционных характеристик называется развеской автомобиля.

Целью развески являются:

1) определение полной массы автомобиля первого приближения и положений центров масс отдельных элементов и агрегата с грузом в целом;

2) определение радиуса инерции и коэффициента распределения масс;

3) определение нагрузок на оси (колесные ходы).

Указанные параметры необходимы для расчета плавности хода, устойчивости и проходимости транспортных средств.

Развеску ТА осуществляем в следующей последовательности.

Первый этап. Определяем ориентировочно общую массу автомобиля m0, используя статистические данные по коэффициенту грузоподъемности kп. Для современных агрегатов высокой проходимости kп = 0,8…1,1, т.е. масса шасси mш примерно равна массе перевозимого груза mп. принимаем kп = 1, тогда

m0 = mш + mп = mп(1 + 1/kп) = mп×2 = 14×2 = 28×103 кг. (3.1)

Второй этап. Производим приближенную оценку массы основных элементов ТА, к которым относятся: рама, колесные агрегаты, системы подрессоривания, элементы управления, топливная система, дополнительное оборудование и ЗИП, силовая установка, трансмиссия, средства защиты, кабина. При этом используюем статистические данные по современным транспортным средствам, что позволяет определить массу любого i-го составляющего элемента по формуле

. (3.2)

Здесь – статистическая относительная масса i-го элемента, которая может определяться по статистическим данным, либо аналитически на основе моделирования. Для типовых элементов автомобиля эти данные и результаты расчетов приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 – Массы типовых элементов автомбиля

Наименование элемента, узла Обозначение xi Статистическое значение xi Выбранное значение xi Масса, 103 кг
Рама ТА mp xp 0,07…0,14 0,10 2,8
Колесные агрегаты mка xка 0,07…0,1 0,09 2,52
Подвеска mа xа 0,025…0,050 0,05 1,4
Система управления mупр xупр 0,02…0,035 0,03 0,84
Топливная система mт xт 0,01…0,015 0,01 0,28
Дополнительное оборудование и ЗИП mдоп xдоп 0,1…0,15 0,15 4,2
Средства защиты mсз xсз 0,01…0,02 0,02 0,56
Кабина mк       1,2
Двигатель mсу        
Трансмиссия mтр        

Так как массы силовой установки (двигателя) и трансмиссии автомобиля зависят от реализуемой на колесах мощности, то значения соответствующих масс выражаются через удельные параметры и реализуемой на колесах мощности Nэ

mсу = mу.су×Nэ (3.3)

mтр = mу.тр×Nэ (3.4)

Здесьmу.су и mу.тр – удельные приведенные массы силовой установки и трансмиссии соответственно. Для трансмиссий многоосных грузовых автомбилей mу.тр = 6…8 кг/кВт, для их силовых установок mу.су = 4…6 кг/кВт.

Реализуемая на колесах мощность Nэ определяется по формуле, вытекающей из уравнения тягового баланса при условии равномерного движения (dJ/dt = 0) и малых значений силы сопротивления воздуха (Рв» 0). Тогда с учетом выражений для силы тяги по двигателю Рg и динамического фактора D получим

Nэ = Nдвhтр = JmaxDminm0g, (3.5)

Здесь Jmax – максимальная скорость движения при заданном минимальном значении динамического фактора Dmin; m0 – полная масса автомобиля.

Принимаем mу.тр = 7 кг/кВт и mу.су = 5 кг/кВт, тогда

mсу = mу.суJmaxDminm0g = 5×28×10 = 1400 103 кг.

mтр = mу.трJmaxDminm0g = 7×28×10 = 1960 103 кг.

При расчетах скорость выражают в метрах в секунду.

Масса кабины управления ТА практически не зависит от его полной массы и габаритов. Поэтому ее ориентировочно назначают в пределах от 1000 до 1500 кг для многоосных шасси. Принимаем mк = 1200 кг.

Третий этап. Осуществляется размещение (компоновка) всех составляющих элементов автомобиля на его раме по длине (оси х) и по высоте (оси z). Начало координат (рис. 2.1) можно выбирать произвольно, однако проще всего ось х совместить с опорной поверхностью, а ось z с передней плоскостью автомобиля или плоскостью, проходящей через точку опоры полуприцепа на тягач.

Четвертый этап. Определяются координаты общего центра масс ТА хцм и zцм по известным формулам:

(3.6)

Здесь – уточненная общая масса автомобиля второго приближения, отличающаяся в общем случае от значения общей массы первого приближения m0. В наше случае mΣ = 29,5×103 кг.

Пятый этап. Определяем расстояния от центра масс до передней а1 и задней а2 осей (колесных ходов или точек опоры) ТА:

а1 = ½хцм – х1½; а2 = ½хцм – х2½. (3.7)

Здесь х1 и х2 – координаты передней и задней осей ТА соответственно в выбранной системе координат. выполненные расчеты показали, что

а1 = 2646 мм и а2 = 3234 мм.

Шестой этап. Вычисляются моменты инерции отдельных элементов ТА, а также общий момент инерции ТА относительно оси Y:

. (3.8)

Седьмой этап. Определяется радиус инерции r, коэффициент распределения масс e по известным формулам:

, . (3.9)

Для улучшения плавности хода необходимо, чтобы значения коэффициента распределения масс лежали в пределах e = 0,8…1,2. Если это условие не выполняется, то целесообразно произвести корректировку расположения на раме отдельных элементарных масс автомобиля. Вычисления по формулам (3.8) и (3.9) не выполнялись

Восьмой этап. Находим нагрузки на оси автомобиля с использованием уравнений равновесия моментов относительно точки А (передней оси или опоры) и точки В (задней оси или опоры) (рис. 2.1):

(3.10)

Здесь L = а1 + а2 – база автомобиля; mΣ – уточненная общая масса автомобиля второго приближения. Так как в наше случае mΣ = 29,5×103 кг, то R1 = 160×103 кг; R2 = 190×103 кг.

Девятый этап. Определяется число осей переднего и заднего колесного хода по допустимой осевой нагрузке [R]:

nос1 = R1/[R]; nос2 = R2/[R]. (3.11)

По дорожно-законодательным ограничениям осевой вес (допустимая нагрузка на дорогу, передаваемая колесами одиночной наиболее нагруженной оси [R]) не должен превышать 10 т (ГОСТ 12.2.023-76). Иногда допускается для уникальных сверхтяжелых агрегатов, чтобы осевая нагрузка достигала 15 т. В нашем случае [R] = 98 кН, тогда

nос1 = R1/[R] = 2;

nос2 = R2/[R] = 2.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.