КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Только целенаправленное продуктивное действие, по выражению К. С. Станиславского, является ключом к секретам речевого мастерства
Список литературы.
1. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М. «Искусство» 1951. 2. Т. И. Запорожец «Логика сценической речи» М. «Просвещение» 1974. 3. Б. Г. Моргунов «Законы звучащей речи» М. «Советская Россия» 1986. 4. Я. М. Смоленский «Читатель. Чтец. Актер». М. «Советская Россия» 1983. 5. А. Н. Петрова «Сценическая речь» М. ВТО 1979. 6. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» М. 1999.
Практические задания:
1. Прочтите предложения, используя правила логики речи: Перечисление. А) Но весь домик был наполнен тревожными скрипами, вздохами, шорохами.
Б) Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей.
В) Какие поистине исторические дела надлежит осуществить нам! На необъятных просторах отчизны поднимутся ввысь леса новостроек, вырастут гиганты индустрии, взлетят во вселенную корабли с покорителями космоса, порадуют небывалыми урожаями труженики полей. (перечисление ограниченное; неограниченное незаконченное и закончен.) А) Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Корзину, Картину, Картонку И маленькую собачонку. Б) Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель.
Противопоставление А) Вам свет в глаза, а мне тьма застилает.
Б) Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются: расстилается сын перед батюшкой.
В) Дворцы вы себе строили, а нам казематы …Одни родились, чтобы наслаждаться, другие – чтобы ненавидеть.
Г) Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет – а я вот здесь в грязи, в темноте, под дождем и ветром – стою и плачу. Вводные А) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному.
Б) Осенью, когда поспевали яблоки – яблоневые деревья были гордостью семьи Поповых, - Анатолий обычно спал на топчане в саду, чтобы мальчишки не покрали яблок.
В) Штокман вышел на террасу моховского дома (у Сергея Платоновича всегда останавливалось начальство, минуя въезжую) и, пожимая плечами, оглянулся на створчатые крашеные двери.
Периоды А) Ему чудилось, что уже появляется из далекого-далекого поворота весенний Хвалынск, в цветущих холмах и горках, сияющий, тихий, счастливый.
Б) Начиная с 26 августа и по 2 сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые, и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
Перспектива и смысловые связи. А) В том-то и смысл и красота борьбы. Жизнь тебя лупит, а та сейчас же даешь ей сдачи. Когда хорошо, каждый дурак будет жить, а ты попробуй жить и бороться в скверных условиях. Да не прячь головы под крыло, как страус, а смотри жизни в лицо.
2.Сделайте логический разбор текстов. Определите в данных текстах противопоставляемые и перечисляемые части и донесите противопоставление в звучащем тексте:
Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках.
Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их.
Во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине. Н. Гоголь
Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукой здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина благородно; что для них была проза, то для него поэзия. В. Белинский
…русский народ и русские войска, а не исключительно только мороз и голод победили французов в 1812 году… Н. Чернышевский
Маркел попал в революционное движение уже пожилым, тридцатипятилетним человеком, Набатов же с восемнадцати лет. Л. Толстой
Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. И. Тургенев
Это был Петр Герасимович (Нехлюдов никогда и не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии), бывший учитель детей его сестры.
Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
Он весело скинул ноги с дивана, отыскал ими шитые женой (подарок ко дню рождения в прошлом году), обделанные в золотистый сафьян туфли и по старой девятилетней привычке, не вставая, потянулся рукой к тому месту, где в спальне у него висел халат. Л. Толстой Теперь, когда с посещения Даши прошло больше недели, ему стало казаться удивительным, как могла незаметно (он с нею не сразу даже и поздоровался) и просто (вошла, села, положила муфту на колени) появиться в их оголтелой квартире эта девушка с нежной, нежно-розовой кожей, в черном суконном платье, с высоко поднятыми пепельными волосами и надменным детским ртом. А. Толстой
И до чего уютными и неповторимыми вдруг вспомнились мне тихие вечера у нас на зимовке, когда мы, бывало, шестеро мужиков, дымя трубками, сидим в теплой кают-компании у печки (а на дворе мороз, пурга, брр!) и чешем языки и хохочем. Б.Горбатов
Но эти праздные вычисления (праздные, ибо он лучше, чем кто бы то ни было знал, как нельзя на войне угадать, сколько она займет времени) не успокаивали его. К. Симонов
Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей, Гордится старый Кочубей.
Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви.
Он понял, что между надменным денди, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, - ничего не было общего. А. Пушкин Программы курсов повышения квалификации и факультета переподготовки педагогических кадров Русский язык и культура речи Программа курса для специальности «Социальный педагог – руководитель детского театрального коллектива» Объем: 36 часов, зачет, контрольная работа.
Пояснительная записка
Свой язык, слова, фразы, законы речи надо однажды и навсегда почувствовать, и, когда они станут нашей второй натурой, тогда надо пользоваться ими, не думая о правилах. Тогда речь будет сама собой правильно произноситься. К.С.Станиславский
Курс «Русский язык и культура речи» включен в образовательный минимум специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации. Такое внимание к языку не случайно, так как вопрос о языке – это вопрос о нравственности, патриотизме, мировоззрении. Язык – это национальное достояние, которое сохранялось и преумножалось поколениями наших предшественников. Известный русский критик Юрий Селезнев писал: «Слово несет в себе тысячелетний нравственный опыт народа, именно оно и есть мощное оружие против стандартизации, информатизации и обезличивания человека, превращения живого слова в слово разъединяющее и отчуждающее». Состояние общенационального языка является проблемой не академической, а политической и языковая компетенция людей публичных профессий – ответственное государственное дело. Учителя, педагоги и родители – это первые люди, которые формируют в ребенке любовь и уважение к родному языку. Очень важно, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную, выразительную, чистую речь. Помочь овладеть такой речью, знать современные языковые нормы, пользоваться различными стилями языка должен предмет «Русский язык и культура речи». Из всего сказанного следует, что цели и задачи дисциплины на современном этапе, это не только формирование у студентов навыков грамотной речи, но и формирование ответственности перед языком, перед национальной культурой. Особенно это становится актуальным тогда, когда мы обучаем не просто специалистов в области культуры, а педагогов, которые продолжат эту миссию в будущем. Предмет «Русский язык и культура речи» нацеливает студентов на осмысленное отношение к языку, на понимание того, что именно слово помогает раскрыть свою личность и почувствовать свою связь с другими людьми, что каждое слово несет в себе смысл, образ и действие, поэтому сохранение богатства и выразительности языка – важнейшая задача нашей культуры,так как «посредством языка мы воспитываем себя как народ» (В.В.Колесов). Этот курс необходим для социальных педагогов, преподавателей предмета “Театр” в школе, руководителей детских театральных студии, а так же для любых специалистов речевых профессий. Курс «Русский язык и культура речи» является отправной точкой всего цикла речевых дисциплин и теснейшим образом связан с курсом «Сценическая речь» и «Поэтическое слово» и преподается в 1-ом семестре. Он необходим педагогу также и в оздоровительно-гигиенических целях, так как позволяет научиться правильно пользоваться собственным речеголосовым и аппаратом. Кроме того, курс помогает овладеть нормами современного языка, правилами стилистики и знанием языковых стилей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |