КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа № 1а
«ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ» ЛА истребительной авиации предназначены для уничтожения самолетов и беспилотных средств противника в воздухе. Кроме того, они могут привлекаться для уничтожения наземных (морских) объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника и ведения воздушной разведки. Боевые задачи истребительной авиации, вытекающие из предназначения, практически не изменялись со времени ее создания, но условия их выполнения, а особенно уровень развития науки и техники, изменились и существенно. Это привело к изменению ТТТ к истребителям, что отразилось на их облике и конструкции. Завоевание превосходства в воздухе является основной задачей для современных истребителей, которые решают ее главным образом в воздушной бою. Поэтому особое внимание стали уделять характеристикам маневренности самолета, зависящей от таких параметров, как скорость набора высоты, радиус установившегося виража, скорость разворота, время разгона и др. Очень высокая скорость полета, характерная для истребителей 60-х годов, стала считаться необходимой, но не решающей. В связи с этим к современному истребителю предъявляются следующие требования: обеспечение сверхзвуковой максимальной скорости полета на всех высотах, включая и малые, с целью сокращения времени выхода в зону боевого применения и успешного преодоления ПВО; получение высоких маневренных характеристик, особенно на малых и средних высотах, необходимых для ведения активного воздушного боя; обеспечение повышенной дальности полета, особенно на малых высотах, с целью выполнения задач сопровождения; длительного патрулирования в зоне боевых действий и ведения воздушного боя; расширение состава и вариантов средств вооружения, вызванное многообразием целей; применение совершенного оборудования, что обусловлено необходимостью точного решения навигационных задач, ведения всеракурсного ракетного воздушного боя и обеспечения безопасности полета; обеспечение улучшенных взлетно-посадочных характеристик, необходимых для выполнения взлета и посадки на частично поврежденные ВПП и для рассредоточенного базирования на аэродромах (в том числе и грунтовых) ограниченного размера; повышение боевой живучести и выживаемости; обеспечение прочности конструкции планера в связи с усилением расхода ресурса вследствие действия повторных маневренных нагрузок и переменных нагрузок при полете на малых высотах в турбулентной атмосфере. Проблема создания истребителей, обладающих новым комплексом свойств и отвечающих предъявленным требованиям, решалась: · во-первых, путем модернизации ранее выпущенных самолетов (например, F - 4, F - 5, "Мираж - 1", "Харриер" и др.) за счет усовершенствования двигателя, оборудования и вооружения. Однако к середине 70-х годов возможности модернизации были исчерпаны и не обеспечивали требуемого прироста боевой эффективности; · во-вторых, путем создания новых самолетов. В концепции их создания можно выделить следующие направления; проектирование специализированных истребителей, оптимизированных для ведения маневренного воздушного боя или перехвата, и создание многоцелевых самолетов, приспособленных для решения большого числа задач, у которых в зависимости от целевого назначения меняется лишь состав оборудования и вооружения. Характерным примером современного уровня технического развития зарубежных самолетов первого направления являются истребитель для завоевания превосходства в воздухе F – 15 C (рис.1.1) и истребитель маневренного воздушного боя F – 16 С (рис.1.2), а второго - истребитель "Торнадо", созданный на базе многоцелевого самолета "Панавиа-200" (рис.1.3). Самолет F – 15 C построен по нормальной схеме с трапециевидным, стреловидным крылом с наплывами, двухкилевым вертикальным оперением, дифференциально управляемым стабилизатором, несущим фюзеляжем, оснащен двумя ТРДДФ с тягой каждого на форсаже 113 кН и шасси трехопорной схемы с носовым колесом. В фюзеляже размещены: в головной части РЛС и отсек оборудования, термокабина летчика, закабинный отсев оборудования, топливные баки-отсеки, разнесенные отсеки двигателей. Боковые воздухозаборники рассчитаны на высокие значения коэффициента восстановления на больших углах атаки. Особенностью конструкции является возможность их поворота в пределах 140 относительно оси, что улучшает их работу на больших углах атаки и уменьшает влияние на устойчивость самолета. На консолях крыла установлены элероны, закрылки, вместо предкрылков используется профиль конической кривизны. Удовлетворение требованиям минимальной массы конструкции при достаточной прочности и жесткости достигается выбором рациональных силовых схем частей планера, конструкционных материалов, монолитных и сотовых панелей, рамной конструкции силовых элементов, модульного принципа в технологии изготовления. В конструкции планера помимо традиционных алюминиевых материалов широко применяются новые конструкционные сплавы: титановые сплавы (26,7 %), композиционные материалы (22,5 %), сталь и другие материалы (15,5 %). Встроенное вооружение истребителя включает 20-мм шести-ствольную пушку М61А1 с боекомплектом 940 снарядов, а подвесное вооружение, размещаемое на 4 подфюзеляжных и 4 подкрыльевых точках подвески, включает управляемые ракеты "воздух - воздух".
Рис. 1. 1. Схема самолёта F – 15 C Рис. 1. 2. Схема самолёта F – 16 A Рис. 1. 3. Схема самолёта «Торнадо» Ракеты на подфюзеляжных узлах размещаются полуутопленно для уменьшения лобового сопротивления самолета. Применение оружия, решение пилотажных навигационных задач обеспечиваются прицельно-навигационным комплексом, в основу которого входят импульсно-доплеровская РЛС и ЭЦВМ с программируемым процессором, а также системы автоматического управления и повышения устойчивости. Высокие значения характеристик маневренности самолета достигнуты благодаря возможности маневрирования на больших углах атаки, небольшой удельной нагрузке на крыло р0 = 5,5 кН / м, высокой тяговооружённости m =1,15. Максимальная скорость полета самолета у земли равна 1480 км / ч, на высоте более 12,5 км - 2450 км / ч, практическая дальность полета у земли составляет 1000 км. Большая масса (mвзл = 20 200 кг) и размеры истребителя обусловливают его большую стоимость. Поэтому в дополнение и истребителю F -15 был создан более дешевый самолет F – 16 A, предназначенный главным образом для ведения маневренного воздушного боя. Самолет F – 16 А представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом c = 42°. На самолете установлен один ТРДДФ с максимальной тягой на форсаже, равной 114 кН, и применен нерегулируемый нижнерасположенный воздухозаборник. Для истребителя F – 16 A характерны относительно небольшая взлетная масса (mвзл = 1O...12 т), небольшая удельная нагрузка на крыло (р0 = 5 кН / м), большая взлетная тяговооруженность (m = 1,14), малый запас продольной статической устойчивости, ограничение максимальной скорости полета у земли v = 1480 км/ч, дальность полета у земли 800 км. Особенностью внешней схемы самолета являются, применение высокорасположенного трапециевидного крыла умеренной стреловидности, механизированного по передней и задней кромкам, в сочетании с наплывами большой стреловидности и интегральной схемой, однокилевое вертикальное оперение, дифференциально отклоняемый стабилизатор. Основными конструкционными материалами самолета являются алюминиевые сплавы, которые составляют 80,1 % массы планера. В конструкции планера, кроме того, нашли широкое применение проверенные временем технические решения, стандартные узлы других самолетов и предусмотрена взаимозаменяемость агрегатов планера (например, половин стабилизатора, закрылков, предкрылков). Вооружение самолета включает встроенную в фюзеляж пушку М61А1, управляемые ракеты "воздух - воздух", "Сайдвиндер", а также "воздух - поверхность" "майверик", бомбы, НУРС. В состав прицельно-навигационной системы, построенной на базе центральной ЭВМ, входят обзорно-прицельная РЛС с щелевой фазированной антенной, оптико-электронная прицельная система, инерциальная навигационная система и др. Дальность обнаружения такой РЛС воздушной цели с s = 3 м2 составляет 80...100 км. Основной особенностью самолета "Торнадо" является оптимизация внешней схемы и конструкции для решения широкого круга задач. Отличительной чертой от выше рассмотренных самолетов является то, что истребитель "Торнадо" выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности (c = 25°...67°) и боковыми двухмерными воздухозаборниками. Конструктивно фюзеляж состоит из трех секций (носовой, центральной и хвостовой), основными его конструкционными материалами являются алюминиевые сплавы. Крыло механизировано по передней и задней кромкам, причем взлетно-посадочная механизация на промежуточных углах стреловидности используется для улучшения маневренности. Шасси оснащены пневматиками низкого давления, что дает возможность эксплуатировать самолет со слабо подготовленных аэродромов. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ с тягой каждого двигателя на форсаже 75 кН. Топливо размещается в многосекционных самопротектирующихся фюзеляжных баках, килевом баке и кессоне крыла. Самолет имеет максимальную скорость у земли 1480 км/ч, а на высоте - соответствующую числу М = 2,2, максимальную эксплуатационную перегрузку nmax = 7,5; практическую дальность полета у земли 700...800 км, длину пробега (с реверсом тяги) 570 м, длину разбега 700..800 м; нормальную взлетную массу 22 500 кг. В целом для современных истребителей характерно: · высокие маневренные характеристики за счет увеличения тяговооруженности и снижения удельных нагрузок на крыло; · применение крыльев малого удлинения умеренной стреловидности, имеющих механизацию передней и задней кромок, используемых и в полете для улучшения маневренных свойств самолетов; · применение интегральной схемы сочленения крыла с фюзеляжем. Это позволяет снизить сопротивление самолета, увеличить свободные объемы для размещения топлива, увеличить строительную высоту крыла в корневой наиболее нагруженной части крыла; · применение в корневой части крыла наплывов большой стреловидности, что предотвращает срывы потока воздуха на крыле при маневрировании на больших углах атаки; · отказ от элеронов и использование для поперечного управления дифференциально отклоняемого стабилизатора, что снимает ограничение по реверсу элеронов и позволяет механизировать заднюю кромку крыла; · обеспечение малых запасов продольной устойчивости и использование в управлении автоматических систем управления в повышения устойчивости, что увеличивает аэродинамическое качество самолета за счет снижения балансировочного сопротивления; · применение в качестве основного конструкционного материала алюминиевых сплавов, стандартных узлов, модульных конструкций, что снижает стоимость самолета; · применение смешанной силовой конструкции фюзеляжа (полумонокок), моноблочных с усиленными стенками силовых схем крыльев с нервюрами форменной конструкции в сочетании с широким использованием монолитных и сотовых панелей, что способствует повышению прочности и жесткости конструкции и снижению ее массы; · применение дорогостоящего комплекса оборудования, объединенного в комплексные прицельно-навигационные системы на основе БЭЦВМ, и многорежимной РЛС с дальностью обнаружения 80...100 км (s = 5...19 м2).
Контрольные вопросы
1. Назначение и задачи истребительной авиации. 2. Требования, предъявляемые к современному истребителю. 3. Пути создание истребителей, обладающих новым комплексом свойств и отвечающих, предъявляемым требованиям. 4. Конструктивные особенности, характеристики и вооружение истребителя F – 15 C. 5. Конструктивные особенности, характеристики и вооружение истребителя F – 16 C. 6. Конструктивные особенности, характеристики и вооружение истребителя “Торнадо». 7. Характерные особенности современных истребителей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |