КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа № 1f
«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ» Основными факторами, определяющими тенденции развития летательных аппаратов военного назначения, являются: · взгляды на характер возможной войны, определяющие роль и место авиации в вооруженной борьбе, ее предназначение, боевые задачи, условия и способы решения этих задач; · уровень развития военной науки и техники вообще и авиационной науки и техники, в частности, определяющие возможности создания и условия боевого применения военных летательных аппаратов с тем или иным комплексом свойств; · опыт боевого применения авиации в локальных войнах; · экономический потенциал страны. Эти взаимосвязанные факторы находят свое отражение при определении необходимых типов летательных аппаратов и разработке требований к ним. На каждом уровне развития науки и техники основную роль при разработке TТT к военному ЛА играют боевые задачи, возлагаемые на него, а также условия и способы их выполнения. При этом постановка новых задач стимулирует конструкторов на поиск лучших технических решений, а более совершенная техника открывает перед авиацией новые возможности ее применения. Рассмотрим перспективы развития фронтовой (тактической) истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, прогрессирующей наиболее быстро (по материалам открытой отечественной и иностранной печати). Предназначение и основные боевые задачи фронтовой (тактической) истребительной (ФИА) и истребительно-бомбардировочной (ИБА) авиации за последние десятилетия практически не изменились, однако этого нельзя сказать относительно условий и способов решения боевых задач, ввиду совершенствования авиационной техники, средств противодействия ей и некоторого изменения взглядов на характер возможной войны. Ввиду признания военными специалистами возможности ведения локальных войн без применения ядерного орудия, роль у задачи ФИА и ИБА расширились. Возросла необходимость непосредственной авиационной поддержки наземных войск, нанесения ударов по малоразмерным подвижным и неподвижным целям. Показана возможность и целесообразность маневренного воздушного боя между самолетами с применением не только управляемых ракет, но и артиллерийского вооружения, изменились и условия боевого применения фронтовой авиации. Развитие зенитных ракетных комплексов ПВО и средств радиолокационного обнаружения воздушных целей снизили возможности использования авиации на средних и больших высотах. Успешное преодоление ПВО фронта стало возможным лишь на малых и предельно малых высотах. Вследствие этого требование большой сверхзвуковой скорости на больших высотах для ФИА и ИВА перестало быть определяющим, и основное внимание было обращено на улучшение летных характеристик на малых и предельно малых высотах, а также на повышение маневренных свойств этих самолетов. Одновременно росли требования к их вооружению и обеспечению всепогодности боевого применения. Перечисленные соображения в основном и определили облик истребителей (истребителей-бомбардировщиков) тактической авиации, принятых на вооружение (модифицированных) в странах НАТО в последнее десятилетие. Основными направлениями дальнейшего развития тактической истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации являются дальнейшее повышение ее боевых возможностей, снижение уязвимости в полете и на земле, повышение экономичности и эксплуатационного совершенства. Разработкой концепции перспективного тактического истребителя занимаются многие зарубежные фирмы и военные учреждения, как в США, так и в Западной Европе. Несмотря на некоторое различие позиций по отдельным вопросам, основную тенденцию в развитии требований к подобному самолету можно проследить на примере американских публикаций. Так, специалисты США считают, что истребитель 2000 года, предназначенный для завоевания господства в воздухе и ударных операций (ATF - истребитель передовой технологии), должен иметь примерно следующие характеристики: · максимальные скорости, соответствующие Н @ 2,5 на больших высотах (Н ³ 11 км) и М = 1,5 - у земли; · радиус действия (включая воздушный бой) при использовании топлива внутренних балов: R = 500 км на сверхзвуковом (М ³ 1,8) крейсерском режиме полета и R = 900 км - на оптимальном дозвуковом; перегоночная дальность L > 5000 км (с подвесными топливными баками); · маневренность: угловая скорость установившегося виража w = 0,5...0,35 рад/с при М = 0,6 и Н = 3000 м; установившаяся нормальная перегрузка nуст = 5...6 на высоте Н = 9000 м и nуст = 2 на Н = 15 км; максимальная эксплуатационная перегрузка nэ max = 9 при 80 % запасе топлива во внутренних баках; время разгона t = 40...50 с от М = 0,8 до М = 1,6 на высоте Н = 9000 м; · вооружение: управляемые ракеты большой дальности - 4, ближнего воздушного боя - 4; встроенная пушка калибра 2,5 мм с боезапасом 500 патронов; максимальная боевая нагрузка при действии по наземным объектам 4500 кг. Дальность обнаружения целей с ЭПР = 1 м2 бортовыми средствами - 160 км; · условия базирования и эксплуатации: возможность эксплуатации на укороченных (< 500 м) и грунтовых ВПП; способность выполнять 4-5 боевых вылетов в сутки; время подготовки самолета в повторному вылету 15 мин. Кроме того, при разработке самолета должно быть уделено серьезное внимание снижению его демаскирующих признаков (ЭПР < 0,5 м2), интеграции систем управления полетом, силовой установкой и вооружением, повышению живучести и др. Подчеркивается также необходимость обеспечения боевого применения самолета в сложных метеоусловиях и ночью. Сопоставляя приведенные требования с летно-техническими данными истребителей (истребителей-бомбардировщиков), находящихся в настоящее время на вооружении тактической авиации стран НАТО, можно заключить, что специалисты ВВС США связывают повышение боевых возможностей НА и ИБА с улучшением в первую очередь таких характеристик ЛА, как маневренность и дальность полета (особенно при М > 1), максимальная скорость у земли и взлетно-посадочные свойства (включая на ГВПП), а также боеготовность, частота боевых вылетов, всепогодность применения, надежность и эксплуатационное совершенство. Возрастают также требования к вооружению, боевой нагрузке, прицельным системам и бортовым средствам обнаружения целей. Наряду с этим планируется лишь небольшое увеличение максимальных скоростей полета на больших высотах. Особенно необходимо подчеркнуть, что в последние годы за рубежом все настойчивее звучит требование сверхзвуковой крейсерной скорости полета, а также придается большое значение существенному снижению демаскирующих признаков ЛА - радиолокационных, инфракрасных, акустических и визуальных (в США этому освящена специально разработанная программа Stealth - скрытность). Для достижения поставленных целей наметились следующие пути: · использование нетрадиционных и новых аэродинамических схем и компоновок, обеспечивающих высокие аэродинамические характеристики ЛА во всем эксплуатационном диапазоне скоростей и углов атаки, таких, как "утка", "бесхвостка", схем с переднезадним горизонтальным и разнесенным вертикальным оперением, интегральных аэродинамических компоновок, крыльев переменной и отрицательной стреловидности и изменяемой в полете геометрии (адаптивных крыльев), компоновок с малым запасом статической устойчивости и др.; · обеспечение самолету высокой тяговооруженности (Р0 / G > 1), умеренной удельной нагрузки на крыло (G / Sкр = 3500...4000 H / м2), оснащение высокоэффективными средствами взлетно-посадочной механизации; · применение перспективных двигателей с лучшими характеристиками, в первую очередь по экономичности, удельной массе и надежности (ресурсу), а также более тесное объединение силовой установки с планером с целью повышения маневренных и взлетно-посадочных характеристик ЛА - установка двух двигателей (меньшего диаметра), размещение воздухозаборников в зонах повышенного давления (под фюзеляжем), применение плоских поворотных сопел (для управления вектором тяги) и реверсивных устройств и др.; · использование систем непосредственного управления аэродинамическими силами и активных электродистанционных систем управления полетом; · применение улучшенных традиционных и новых, в первую очередь композиционных, материалов, обладающих более высокими характеристиками, а также передовой технологии, позволяющих снизить относительную массу конструкции планера и силовой установки при одновременном повышении их ресурса и других важных показателей; · объединение вооружения с летательным аппаратом с целью снижения аэродинамического сопротивления и радиолокационного отражения (внутреннее или полуутопленное размещение средств поражения, применение особых конформных подвесных устройств и объектов вооружения, использование кассетного оружия в обтекаемых контейнерах и проч.); · применение нового поколения бортовых прицельно-навигационных и пилотажных систем и средств радиоэлектронной борьбы; дальнейшее комплексирование систем управления полетом, силовой установкой и вооружением на базе многофункциональных бортовых электронных вычислительных комплексов; использование помехоустойчивых средств связи, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей и наведения на них; · проектирование самолетов с учетом требований, направленных на существенное снижение демаскирующих признаков ЛА - радиолокационных, инфракрасных, акустических и визуальных (уменьшение размеров ЛА и придание его очертаниям плавных форм, исключающих, в частности, прямоугольные сочленения поверхностей; снижение отражающих свойств воздухозаборников, внешних подвесок и радиолокационных антенн; экранирование сопел и реактивных струй ТРД; совершенствование реактивных двигателей с целью снижения акустического шума, дымного следа и инфракрасного излучения; применение радиопоглощающих материалов и покрытий, а также маскирующих окрасок и др.). Перечисленные пути совершенствования ЛА во многом противоречивы и требуют определенного времени для своего становления, выработки конкретных технических решений и реализации. На протяжении последних лет появилось немало проектов перспективных истребителей (ИБ), разрабатываемых с учетом изложенных соображений. Внешний вид одного из таких самолетов с элементами компоновки показан на рис.1.10. Рис. 1. 10. Возможная компоновка перспективного истребителя Как видно из рис. 1. 10., самолет довольно компактен, он спроектирован по интегральной аэродинамической схеме с передним горизонтальным ("утка") и разнесенным вертикальным оперением. Крыло постоянной геометрии в плане имеет умеренную стреловидность консолей и большой наплыв в корневой части, передняя и задняя кромки его механизированы, что позволяет оптимизировать профиль крыла по режимам полета, кабина летчика приподнята, с хорошим обзором, катапультное кресло с большим наклоном назад. Носовая часть фюзеляжа занята РЛС с фазированной антенной решеткой. Силовая установка состоит из двух двигателей, расположенных в хвостовой части аппарата, воздухозаборники подфюзеляжные с радиопоглощающим покрытием, реактивные сопла прямоугольные, поворотные, сбоку экранированы вертикальным оперением. Вооружение самолета включает управляемые ракеты, размещенные на концах крыла и под ним, а также встроенную пушку с безгильзовыми снарядами. В конструкции планера предусмотрено широкое использование композиционных и улучшенных традиционных материалов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Основные факторы, определяющие тенденции развития ЛА военного назначения. 2. Как сказалось изменение условий способов решения боевых задач на совершенствование авиационной техники, средств противодействия ей и изменение взглядов на характер войны. 3. Основные направления развития тактической истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации. 4. Характеристики истребителя 2000-ого года. 5. С чем связывают повышение боевых возможностей ИА и ИБА. 6. Пути повышения боевых возможностей ИА и ИБА. 7. Конструктивные особенности и возможная компоновка перспективного истребителя.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |