Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Взаимоотношения детского коллектива и личности




Формы воспитания. Классификация форм воспитания.

Виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определённых организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми. Последние более многочисленны и разнообразны.

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Понятие «форма» означает способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведёт конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные –беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником.

Групповые несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте

Массовые несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слёты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно-полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

В своё время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

Словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

Практические –походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.;

Наглядные музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеклассной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

Формы управления и самоуправления школьной жизнью собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.

Познавательные формы экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.

Развлекательные формы утренники и вечера, «капустники» и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы, воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда 5 типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и др. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Заметим в связи с этим, что коллективные массовые переживания занимают большое место в современной жизни, особенно молодёжи: рок-концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уже о содержании и характере этих представлений, шум и внешнее движение, по-видимому, там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места углублению, внутреннему переживанию, погружению. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая открывала бы человеку самого себя. Жизнь школьников надо организовывать, в том числе и так, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением, открытием.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд, в том числе общественно-полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов – психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что почти любая форма имеет в себе и воздействие словом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чём узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно: вряд ли нужно устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.

Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы. Приведём типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела:

  1. Определение темы, задач, формы мероприятия
  2. Предварительный сбор материала, если того требует содержание дела
  3. Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел
  4. Подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа
  5. Проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание

6. Анализ и самоанализ педагога.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое метод воспитания?
  2. Что называется приемами воспитания?
  3. Что такое средство воспитания?
  4. Какие условия и факторы определяют выбор методов воспитания?
  5. Как классифицируются методы воспитания?
  6. Какие методы относятся к группе методов формирования сознания личности?
  7. Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?
  8. Какие методы входят в группу методов стимулирования?
  9. В чем сущность этического рассказа?
  10. Чем отличается рассказ от разъяснения?
  11. В чем смысл этических бесед?
  12. В чем сущность метода примера?
  13. В чем сущность упражнений?
  14. Что такое приучение?
  15. В чем сущность поручения?
  16. Что такое воспитывающие ситуации?
  17. Что такое соревнование?
  18. Что такое поощрения?
  19. В чем сущность метода наказания?
  20. В чем сущность субъективно-прагматического метода?

 

Литература:

  1. Методика воспитательной работы /Под ред.

В.А.Сластенина. М., 2002.

  1. Педагогика/ Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004.
  2. Подласый И.П. Педагогика. М., 2002.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.
  4. Селиванов В.С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М., 2002.
  5. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М., 2006.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.