КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии формирования детского коллектива
Проблемой развития детского коллектива и его педагогическим руководством, как известно, занимался А.С. Макаренко. В педагогике широкое распространение получило его учение о стадиях развития коллектива. А.С. Макаренко дал подробную характеристику трём стадиям развития коллектива, которые выделил на основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную единицу (класс, кружок, пионерской звено и т.д.) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. Шаги организации коллектива на первом этапе (стадии): 1) выдвижение общественно ценной цели; 2) коллективное планирование; 3) выделение актива; 4) организация практической деятельности; 5) коллективное обсуждение проделанного. Среди многообразных функций учителя на первом этапе - организаторская. Опора – наиболее активно действующая и заинтересованная часть коллектива. Первый этап можно считать завершенным, когда: - приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах; - развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива – паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого); - действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимает активную позицию; - складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение; - в качестве передовой части коллектива – его актива и органов – выделяется группа учащихся, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе, поддерживаемых остальными членами коллектива; - у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений. На второй стадии развития коллектив развивается, совершает движение вперед при условии решения все более сложных задач. Линии усложнения коллективной жизни: 1) усложняются способы ее организации – коллектив переходит к полному самоуправлению; 2) усложнение практической деятельности учащихся (самостоятельное планирование сложной познавательной, трудовой и других видов деятельности; 3) появление отношений творческого сотрудничества (взаимообучение, взаимопомощь членов коллектива, разных по уровню знаний и умений). На втором этапе опорой педагогического руководства становятся те члены коллектива, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни. Это есть актив, его передовой отряд, у которого есть уже моральные основания вести за собой остальных. Конкретизация воспитательных задач применительно к отдельным группам учащихся, а затем и к каждому, осуществление воздействий на отношения членов коллектива - характер педагогического руководства на втором этапе. Основная функция педагога – коммуникативная. Второй этап можно считать состоявшимся, если: 1) цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл; 2) коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности, на их основе – деловых отношений; 3) у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, рождаются профессиональные интересы. На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию. Суть педагогического руководства на третьем этапе – в его предельной индивидуализации. Учителю необходимо заботиться о максимально точном индивидуальном воздействии коллектива на личность. Это значит систематически изучать и корректировать жизненную позицию каждого – его отношения к целям коллектива, к смыслу жизни, к роли в деятельности и к будущей профессии, к товарищам по классу, друзьям, учителям, родителям. Основная функция учителя здесь – гностически-корректирующая. Другой приметой педагогической позиции является ее слияние с позицией члена коллектива, старшего и более опытного во многих сферах, но готового всегда перенять все ценное у ребят. Особенности третьего этапа выступают в виде двух основных противоречий: между уровнем развития практической деятельности коллектива и его нравственно ценными отношениями; между имеющимися менее значимыми мотивами деятельности и поведения и требуемыми нравственно ценными мотивами, созвучными целям коллектива. Третий этап можно считать состоявшимся, когда: - цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе; - коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана; - опыт коллективной жизни обогащается морально-политическими знаниями, что содействует его осознанию, обобщению и тем самым качественно новому уровню; - поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое. Этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана; - самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают общие и частные цели своей жизни. Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своём развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвёртую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определённые требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. В таблице представлена деятельность воспитателя на разных этапах развития детского коллектива
Иная динамика развития коллектива представлена в исследованиях Л.И.Уманского, который определил, что детская группа становится коллективом при устойчивом проявлении ряда существенных признаков, которые представлены ниже. Группа-конгломерат – объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний, ситуативный характер; уровень формирования коллектива низкий. Например, группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа-ассоциация – если группа приняла цели деятельности, требования педагогов, то начинается формирование коллектива, происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния. Это более высокий уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой Группа-кооперация – её характеризует успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение. Группа-автономия – достигается внутреннее единство в деятельности, в отношениях. Класс или отряд осознаёт себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу- корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведёт к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным. Группа-коллектив – наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплочённости есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все выше названные особенности. Исследователи показали в экспериментах и на практике, что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 11495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |