КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность понятия коллектива. Педагогические функции ученического коллектива
Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №1 План изучения темы
Составление словаря понятий по теме
Подготовка к семинару «Пути формирования коллектива детей» - Организация коллективной деятельности. Методика КТД И.П.Иванова. Литература: 1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999. 2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982. 3. Крупская Н.К. Методика общественно-полезной деятельности (Хрестоматия по педагогике, с. 245)
- Требование. Общественное мнение. Литература: 1. Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001. 2. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.
- Перспектива. Традиции. Литература: 1. Подласый И.П. Педагогика. М., 2001. 2. Макаренко А.С. «О перспективе» (Хрестоматия, с. 247); «О воспитании» (с. 358); «Воспитание гражданина» (с. 244)
Слово коллектив происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus - собирательный. Таким образом, слово «коллектив означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство. На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены 4 главных признака школьного воспитывающего коллектива. Детский коллектив имеет такие характерные черты: · Постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив); · Включение школьников в различные виды социальной деятельности с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий; · Формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива; · Выработка правильного общественного мнения; · Появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе; · Организация действенной работы органов самоуправления; · Мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива. Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трём основным группам: · Организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне её); · Воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера); · Стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нём, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения). Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них – по количеству, составу членов – первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т.п. Во вторичный коллектив входят малые первичные коллективы. Непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда. Вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха. Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создаёт определённые педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем, класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе. Разнообразие коллективов даёт возможность школьнику осуществлять разные социальные роли. Каждый ребёнок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими. Для организации различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в которых школьники выступают как в роли организаторов, так и исполнителей. Уже в первичном коллективе имеется определённая структура: актив класса, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанностей и поручений. Деловые, коллективистские отношения накладываются на межличностные. Коллективистские отношения – это отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь. А.С. Макаренко называл их отношениями ответственной зависимости, подчёркивая единство взглядов, идеалов и верность долгу, общему делу. На основе этих отношений, в которых каждый ребёнок идентифицирует себя с коллективом, возможно положительное воздействие коллектива на личность: ребёнок принимает законы коллектива, жизнь в коллективе стимулирует его формирование. Этот педагогический факт позволил А.С. Макаренко сформулировать главный закон воспитания в коллективе – закон параллельного действия: в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. Наряду с коллективистскими отношениями в группе имеются межличностные, которые преимущественно изучаются социальными психологами. В теории психологии малых групп межличностные отношения определяются как отношения на основе эмоциональных привязанностей, интересов. Согласно социально-психологической теории коллектива, разработанной отечественными психологами, межличностные отношения в группе опосредствуются деятельностью группы, точнее сказать уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т.е. в коллективе, межличностные отношения опосредствуются социально ценной деятельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии, педагогике коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными отношениями в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом вторые, особенно на ранних стадиях развития коллектива.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 9106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |