Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла.СПб., 2006. С. 9, 17-21, 24-34




В общепринятом сегодня значении этого слова, «этика» в первую очередь касается «прав человека»—или, шире, прав всего живого.

…наметился решительный отход от всего того, что было продумано и предложено в шестидесятые годы.

<...> Когда поборники современной «этической» идеологии провозглашают, что возвращение к Человеку и его правам освободило нас от «мертвящих абстракций», порожденных «идеологиями», это просто курам на смех!

<...> Нам пришлось пережить и налеты западных бомбардировщи­ков на Сербию, и недопустимую блокаду Ирака, и непрекращающиеся угрозы в адрес Кубы. Все это до сих пор оправдывается неимоверными излияниями морализаторских проповедей. Международный трибунал явно готов во имя «прав человека» арестовать и судить кого угодно и где угодно, если тот пытается оспорить Новый Мировой Порядок, воору­женным стражем которого является НАТО (сиречь США). Сегодня наш «демократический» тоталитаризм укрепился прочнее некуда. Сейчас как никогда необходимо, чтобы свободные умы поднялись против сервиль- ности подобного образа мысли, против того жалкого морализаторства, во имя которого мы обязаны принимать в их абсолютной несправедливости господствующие пути этого мира.

Нужно отбросить «этику» как идеологический аппарат, ни в чем не идти на поводу у негативного, жертвенного определения человека. Этот аппарат отождествляет человека с простым смертным животным, он является симптомом некоего весьма тревожного консерватизма и своей абстрактной, статистической общностью не позволяет осмыслить свое- особый, единичный характер той или иной ситуации. Противопоставим ему три положения:

Положение 1. Человек определяется по своей утвердительной мысли, по тем единичным истинам, на которые он способен, по тому Бессмертию, котороеделаетегосамым неуступчивым и самым парадок­сальным из животных.

Положение 2. Зло следует определять, исходя из позитивной спо­собности к Добру, исходя, следовательно, из расширенного использова­ния возможностей и отказа от охранительного консерватизма, будь он даже охранением самого бытия,— а никак не наоборот.

Положение 3. Всякая человечность коренится в мыслительном определении единичных ситуаций. «Этика вообще» не существует. Су­ществует только—в отдельных случаях — этика процессов, посредством которых используются возможности ситуации.

 

Искусство как особая, автономная форма культуротворчества возни­кает при таких социальных условиях, когда целью деятельности человека становится не изложение религиозно-моральных доктрин и не познание, а создание художественных образов самих по себе вне зависимости от морали, религии или науки.

В искусстве художник свободно творит свой мир идеального, тогда как в морально-практической и научно-теоретической деятельности человек противостоит миру как субъект объекту и поэтому ограничен в свободе своего самовыражения. В этих сферах деятельности человека реализуется только часть его творческой природы, тогда как в искусстве реализуется це­лостность человека как творческого существа. Именно поэтому в духовной жизни человека нет ни одной стороны, творческая потенция которой не активизировалась бы искусством. Недаром А. Эйнштейн говорил, что чтение романов Ф. Достоевского дало ему больше в его научной деятельности, чем математические концепции Гаусса.

В то же время следует отметить, что наука, создавая на основе научных открытий новые технологии, не только способствует созданию новых вы­разительных средств искусства, но открывает его новые виды (например, кинематограф, компьютерная графика и т.д.).

Об этом говорит американский художник Стивен Уилсон




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.