Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бахтин М. М. Искусство и ответственность // Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 3—4




Предполагают изменение, инновации, улучшение существующего Используют абстрактные модели постижения окружающего мира Стремятся создавать произведения, имеющие универсальное значение

Ценностью для обоих является внимательное наблюдение за своей средой и сбор информации, доступной чувствам Ценностью для обоих является творчество

Уилсон С. Искусство и наука как культурные действия // Логос. №4. 2006. С. 112-114, 117-126.

...Искусство и наука — два великих двигателя культуры: два источника творчества, вдохновения и коллективной идентичности. До эпохи Возрождения они были слиты в единое целое.

На Западе Возрождение открыло эру специализации. Наука стала восприниматься как обособленный набор процедур и мировоззрений; ее достижения в создании нового понимания старых тайн постепенно стали внушать к ней доверие. В то же время искусство развивалось своим собственным путем, повсеместно игнорируя науку.

<...> По сути, весь прошедший век был ознаменован невиданными по силе и уровню концентрации художественными экспериментами, попытками расширения существующих институциональных границ. Новые технические формы, такие, как фотография и кинематограф, уже тогда поставили под вопрос традиционное понимание искусства.

Различия между искусством и наукой

Искусство Наука

Цель — эстетическое переживание Цель — знание и понимание

Эмоции и интуиция Рассудок

Визуальная или звуковая коммуникация Повествовательная текстовая коммуникация

Вызывает ассоциации Объясняет

Уникальность Нормативность

Ценностью является отрыв от традиции Ценностью является систематическое продолжение традиции и соответствиестандартам

Общие черты искусства и науки:

Безусловно, сегодняшний день — чрезвычайно интересное время для искусства. Связь искусства и новых исследований может ускорить процесс переосмысления идей «бессмертного» искусства. Возможно, нам понадобится наделить слово «шедевр» новым значением. Думать о шедевре как о произведении искусства, которое отражает культурный момент, или как о произведении, которое реагирует на культурный раз­рыв, выраженный в исследовании, и использует волшебство искусства, чтобы объяснить, что он значит, и узнать, к чему он может вести. Когда момент прошел — шедевр ушел на заслуженный покой в историю. Как у научных вех, как у Галилеева нового образа Вселенной, бессмертие этих произведений — в их дерзости, пусть даже новые горизонты, которые они открывают, со временем станут банальностью.

 

В то же время духовный мир художника формируется под влиянием того общества, в котором он живет, поскольку его самого волнуют те чувства, на­строения, идеи, которые беспокоят и общество. Величие художника заключа­ется в том, насколько сильно «трещина мира» (по выражению Гёте) пролегла и через его сердце, и насколько полно и убедительно он сумел показать не только тот мир, те социальные обстоятельства, в которых он живет сам, но также выразить социально-нравственный идеал своего времени.

О взаимосвязи творческой деятельности художника и его нравственной ответственности пишет М.М. Бахтин.

Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь — об­ретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству.

За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не оста­лось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности ис­кусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

Правильный, не самозваный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

 

Эта ответственность художника возрастает в современный период, когда искусство под влиянием так называемой рыночной экономики все больше превращается в шоу-бизнес или, другими словами, в духовный наркотик, с помощью которого господствующие социальные группы уводят человека из сферы реальной борьбы за его самоосуществление в мире, где царствуют отчуждение и самоотчуждение человека.

Следует также подчеркнуть, что в науке (в частности, в социально-гумани- тарных науках) мышление осуществляется с помощью понятий, а в искусст­ве —через художественный образ. Но за этим чувственным образом (полотно художника, гармония музыкального произведения, игра актера) стоит идея, которая как бы просвечивает сквозь этот образ. Именно поэтому искусство и способно выражать те проблемы действительности, которые на определенной стадии развития науки не улавливаются с помощью понятийного мышления, ибо в научном познании еще не выработан категориальный аппарат, даже для того, чтобы сформулировать данную проблему для понятийного мышления. При этом художественные символы способны выходить за пределы искус­ства и вливаться в круг общекультурных ценностей, стимулируя тем самым создание новых понятий. Об этой специфике искусства напоминает лауреат Нобелевской премии политературе Г. Бёлль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.