Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия общества




Изучение общества является предметом социальной фи­лософии. Для философского подхода к познанию обще­ства характерно стремление осмыслить его сущность, по­нять особенности, отличающие социальную реальность от природной реальности.

Понятие «общество» многозначно. С философской точ­ки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводит­ся лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя об­щественное сознание.

В философском понимании общества используются ка­тегории общественного бытия и общественного сознания

Общественное бытие определяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее вхо­дят способ производства материальных благ; экономиче­ские отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена.

Обще­ственное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, на­строения, теории социальных групп.

Во взглядах на общественную жизнь длительное время господствовала идеалистическая концепция. Эта концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обще­стве играет духовное начало (бог, мировой разум, сознание людей).

Такое понимание общества имеет определенные осно­вания. Во-первых, все действия, поступки людей происхо­дят при участии сознания. Во-вторых, выделение умствен­ного труда в самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, буд­то сознание, идеи не зависят от материальной жизни об­щества, развиваются совершенно самостоятельно.

^ Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географический детерминизм — направление в социологии, утверждающее, что на специ­фику и историю общественной жизни определяющее воз­действие оказывает географическая среда.

^ Второй вариант материалистического подхода к истории предложен в марксизме, который распространяет материа­лизм на понимание общества. Основополагающая социаль­но-философская идея марксизма состоит в том, что обще­ственное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им. На основе материалистического понима­ния истории марксизм определяет структуру общества как иерархию четырех сфер общественной жизни: экономичес­кой, социальной, политической и духовной.

Общество является определенным этапом исторического развития человечества, исторически сложившейся формой совместной деятельности людей. Оно представляет собой особую реальность, обособившуюся от природы (естествен­ных условий существования человека), но и неразрывно связанную с ней. Это достаточно широкая трактовка по­нятия «общества», в более узком смысле под ним пони­мают конкретный вид общества со своими особенностями (напр., российское, американское).

^ Общество включает в себя помимо людей, его состав­ляющих, формы их объединения и способы их взаимодей­ствия. Таким образом, общество проявляется как сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность. Эти связи и отношения являются объективными, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существо­вания и развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности людей.

Важнейшими признаками общества являются:

·
общность территории проживании людей, что обычно совпадает с государственными границами;

·
целостность и устойчивость;

·
самовоспроизводство и самообеспеченность;

·
существование системы общепринятых норм и ценнос­тей, т. е. культуры.


Общество — это совокупность людей, объединенных ис­торически сложившимися формами их взаимосвязи и вза­имодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей, между ко­торыми существуют экономические, политические, соци альные и другие отношения. Существование общества пред­полагает наличие совместных интересов различных общ­ностей, его составляющих. Общности отстаивают свои ин­тересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы и так или иначе приводят их в соответствие с интересами других общностей. Таким образом, осуществляется комп­ромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способ­ны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит — общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество пред­полагает единство дифференцированной массы людей.

Известный английский философ и социолог Г. Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенден­ция к росту внутренней дифференциации (разделения, расслоения) которая сопро­вождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции (объединения). Единство общества обеспечивается различны­ми факторами — экономическими, политическими, соци­альными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной филосо­фии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что ос­новой человеческой деятельности являются духовные на­чала — сознание, духовные потребности, духовные ценно­сти. Другие связывали эти основы с материальными по­требностями и материальными условиями общественной жизни.

Например, английский философ Томас Гоббс полагал, что основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. По его мнению, изначальные отно­шения между людьми были основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности и тем самым приво­дит к возникновению общества и государства.

Немецкий философ В. Виндельбанд считал, что в осно­ве развития общества лежат ценностные ориентиры чело­века. Ценности, но его мнению, имеют абсолютное значе­ние, образуют идеальный, вечный и независимый от лю­дей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руковод­ствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей.^ Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни.
^ 35. Философия культуры.

Под культурой в философии понимается система историче­ски развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности,обеспечивающих воспроизводство и изме­нение социальной жизни во всех основных направлениях, сфе­ра свободной самореализации личности.

Впервые культура становится предметом философского изу­чения в рамках просветительской философии истории. Идея культуры выражала здесь степень развитости разумног о начала, объективирующегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая филосо­фия отождествила культуру с формами духовного и политиче­ского саморазвития человека и общества. При этом многообра­зие форм культуры располагалось ими в определенной истори­ческой последовательности.

В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происхо­дит отказ от представлений о единой линии культурного раз­вития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация — культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с кри­тикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утили­тарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивили­зация — к системе различных технологий, повышающих мате­риальное благосостояние людей.

^ В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры — аксиологический и деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода куль­тура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организ­ма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура — это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически вы­работанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не толькоду­ховную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

^ Близкой к деятельностному подходу является семиотиче­ская интерпретация культуры Ю. А. Лотмана. Культура рас­сматривается им как система информационных кодов, за­крепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и разви­вающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хране­ния и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведе­ние и общение.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное вос­произведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, современной техни­кой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (М. А. Розов) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Основным вопросом для философии культуры (сам термин ввел в нач. XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих воз­можность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эсте­тические, нравственные). В психоаналитической концепции К. Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологиче­ским единством человеческого рода. Согласно социально-фи­лософской теории К. Маркса, культура — это сам процесс че­ловеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обще­ством и трудом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 10480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.