Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиология в структуре философии




В современной философии есть раздел, отведенный иссле­дованию ценностей,— аксиология (от греч. ахios — ценный и 1оgos — слово, понятие, учение). Для философского мировоз­зрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии явля­ется установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важ­ность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между фило­софскими системами, школами, течениями и т. д. обусловлива­ются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоцен­ке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назна­чения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, досто­инство отдельного существования, включая личное, определя­ется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине ко­торой — абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближе­ния идеального и идеала; тождества и различия ценностей бо­жественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага, т. е.— ценностного абсолюта.

Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в бо­жественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Только с упроче­нием антропоцентристского мировоззрения в результате разви­тия просветительских идей появились представления о том, что высшие ценности суть «регулятивные идеи». Так называет Кант «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым люди должны направлять свою волю, чтобы шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бы­тие, а как одна из целейосуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность и бытие, полагая, что ценность не существует, но об­ладает значимостью. Благодаря усилиям немецких последовате­лей Лейбница (Р. Г. Лотце, 1817—1881) и Канта (неокантиан­цы) во 2-й пол. XIX в. разворачивается философское исследо­вание ценностей, аксиология превращается в особую философскую дисциплину. Глава Баденской школы неоканти­анства В. Виндельбанд трактует философию как учение об об­щезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического движения в прогрессирующемвоплощении ценностей. Важную роль в аксио­логии играет введенное Виндельбандом различие между ценно­стями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, су­ществующими в реальности и необходимыми для культуры. К первым относится, например, истина, ко вторым — наука, воплощающая идеалы истины.Блага остаются ценностями, по­скольку ихсохранение и развитие выступает как цель.

Значи­тельный вклад в аксиологию вносят учения немецких филосо­фов Г. Риккерта (1863-1936), М. Шелера (1874-1928), русско­го философа И.О. Лосского (1870—1965).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.