КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид — часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе
Одушевленность.Сущность человека с древности до XVIII в. связывалась с его одушевленностью. Душу при этом понимали по-разному. Но так или иначе предполагалось, что она связана с сознанием, с разумом, которые выступают как основные признаки «человечности». Познание человека — центральная проблема философии. Стремление человека познать свою собственную природу является одним из главных стимулов развития философской мысли. Вопросы универсального значения, которые ставит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире. Антропология в структуре философского знания. Философия стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей. Каждый отдельный человек соединяет в себе черты общечеловеческие, присущие всем людям как членам одного человеческого рода; социально-типические, свойственные ему как представителю некоторого конкретного общества, народа, класса; индивидуальные, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека. Все эти черты существуют не отдельно друг от друга, а в тесной связи между собой. В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека. Но каждая рассматривает его в каких-то отдельных, частных аспектах. Философию же иитересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения биологии или медицины, сколько то, что является в человеке самым главным и определяющим, на чем основано единство всех сторон и аспектов его жизнедеятельности. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека.
Что есть человек — определить трудно, и. наверное, дать такое определение раз и навсегда невозможно. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, рационального и эмоционального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного. Чтобы как-то систематизировать все это множество сторон человеческой природы, представляется целесообразным выделить три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человека. Деятельность. Классическая немецкая философия выдвинула и обосновала идею о том, что специфика человека обусловлена не только его одушевленностью и разумностью, но и свойственной ему способностью к активной свободной деятельности. Социальность. В диалектико-матсриалистической философии был раскрыт и еще один существенный аспект антропологической характеристики человека, состоящий в том, что он есть не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества. Этими принципами определяются наиболее важные аспекты философского понимания человека.
Философская проблема человека имеет длительную историю развития. Древнегреческие софисты первыми обратили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Протагор писал: «Человек есть мера всех - вещей» В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное. Эпоха Возрождения создала свой идеал — свободной гармоничной личности. Теперь на первый план выступает 1 2 3 4 5 6
тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания. Получается, что целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Человек рассматривается как механизм особого рода, который может быть изучен, познан. В нем нет тайн. Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневековье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем философствования. Человек был мыслящей вещью, не представляющей собой никакой тайны. Только в постклассический период развития философии представители «философии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения. К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе. По мнению немецкого философа М. Шелера (1874— 1928), основоположника западной школы философской антропологии, между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно определяется наличием у человека духа. Дух принципиально открыт миру — эта открытость и есть свобода. Другой представитель той же школы, Г.А. Гелен (1904—1976), считал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ человеческого бытия. Смысл человеческого бытия — преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо.
Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Ж. П. Сартра (1905— 1980), человек — это проект самого себя. Если у человека нет никакой предзаданной сущности, то нет и никаких вечных оснований, определяющих жизнь. Человек есть свобода, и у него нет никаких вне его существующих оправданий для собственных действий, кроме самой свободы. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уникальный жизненный мир личности. Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущности, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях природы человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования Особый тип познания — художественное познание, находящее выражение в искусстве. Оно отличается от чувственного познания, поставляющего «науке конечные данные, на которых она строит познания, и вообще от всякого понятийного познания, оставаясь все же познанием, то есть опосредованием истины». В чем выражаются особенности «художественной правды»? Прежде всего в его целостности,интеграции (объединения в целое) рациональных и эмоциональных форм познания, чего не хватает науке. В отличие от науки искусство дает целостное знание о мире, особенностях реальных людей с присущими им духовными ценностями, эмоциями, способами ориентации в действительности. Результаты творческой деятельности, представленные в художественных образах, нельзя рассматривать как синтез знания, получаемого с помощью рационального мышления. Художественное произведение не копирует действительность, но создает особую эстетическую реальность, существующую и развивающуюся по своим законам. Здесь действуют люди, созданные воображением художника, подчиненные его замыслу, детерминированные (от лат. determinare – определять) его пониманием реальности и человека. Но такие «выдумки», как Гамлет, Отелло или Чичиков, часто «реальнее» живущих людей по силе своего воздействия на ум и сердце человека. При «знакомстве» с ними зритель и читатель выступают как соавторы художника. Способ понимания художественного произведения — творческий процесс. Здесь происходит не только постижение смысла произведения, но и порождение нового смысла, в создании которого обнаруживается слитность, взаимосвязь духовного бытия понимающего и понимаемого, художественного вымысла и реального бытия воспринимающего его человека. Соприкосновение с произведениями искусства не только дает новое знание, но и способствует формированию самого понимающего субъекта, открывает простор новым творческим актам созидания нового смысла. Это важно для человека, «способного изменять мир по законам красоты».
«Там, где господствует искусство, действуют законы прекрасного и преодолеваются границы действительности». «Художественная правда»позволяет глубже понять межличностные отношения, акцентировать различные варианты житейских ситуаций, приобрести жизненный опыт. Поэтому искусство можно рассматривать как «испытательный полигон» для анализа человеческих стремлений и страстей, осознания ценности проектов будущего. «Художник не столько творец, сколько открыватель невиданного, изобретатель никогда не существовавшего, которое через него проникает в действительность бытия». В искусстве «проигрываются» возможные реальности, получающие конкретно-чувственное воплощение, ставятся нелегкие вопросы. Искусство «высвечивает» потенциал, скрытые возможности знакомой человеку эмпирической реальности, призывая выйти за ее пределы. Оно участвует в формировании направленности человеческих стремлений, раскрывает их личностный смысл.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |