Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные нейропсихологические синдромы (агнозии, афазии, апраксии). Общая характеристика




Синдромный анализ в нейропсихологии. Общая характеристика

Теория системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия).

Психологическая коррекция.

Термин «психологическое (клинико-психологическое) вмешательство» широко распространен в зарубежной литературе, у нас используются еще редко. Более употребительным является термин «психологическая коррекция». Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

 

ВПФ – понятие ввел Выгодский. Сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями, программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Теория. ВПФ обладают 3-я основными характеристиками, они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованно по своему психологическому строению, чаще всего опосредованы с помощью речи и произвольны по способу осуществления.

Основные характеристики ВПФ: опосредованность, осознанность и произвольность.

Теория СЛЛ опирается на 3 принципа:

1) Системности. Психофизиологически наши ПФ опираются на работу многоуровневых систем, имеющих афферентные и эффренентные пути (принцип системности Анохина).

2) Динамичности. (Бернштейн). Можно найти сохранные звенья для замены, на которые можно опереться.

3) Принцип опоры на сохранное звено. Функция приходит на смену утраченной.

Нейроψ фактор – это структурно – функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение фактора ведет к появлению нейроψ синдрома.

Нейроψ симптом – нарушение психической функции, возникающий вследствие локального поражения г.м. Выделяют:

1. Первичные – нарушение психической функции непосредственно связанное с поражением определенного нейроψ фактора.

2. Вторичные – нарушение психической функции, возникающее как системное следствие первичных симптомов.

Нейроψ синдром - это закономерное сочетание нейроψ симптомов, обусловлено поражение нейроψ фактора (выпадением).

Классификация факторов по тоническому признаку.

1. По локализации:

А) корковые (конвекситальные)

Б) подкорковые (глубинные)

В) полушарные

Г) факторы межполушарного взаимодействия

Д) общемозговые.

2. По принципу модальной специфичности:

А) модально - специфические – при поражении 2 блока г.м.

Б) модально – неспецифические – при поражении 1 и 3 блока г.м.

Основные тонические синдромы.

Затылочные конвекситальные синдромы
Левополушарные Правополушарные
1.Буквенная агнозия – нарушение узнавания букв, которые похожи по написанию И-Н, З –Е 1. предметная агнозия – нарушение зрительного непосредственного восприятия.
2.Оптическая алексия (нарушение чтения). 2. лицевая агнозия – не различают лица (мужские, женские, детские)
3 .Амнестическая афозия (нарушение номинативной функции речи). 3. симультанная агнозия (целостное восприятие) – не может воспринимать одновременно 2 изображения.
4.Акалькуляция (трудности действия с числами). 4.левостороннее игнорирование пространства.
5.Наглядно – образное мышление.  
Височные конвекситальные синдромы
1.сенсорная афозия – не различает звуки речи. 1.сенсорная амузия – нарушение музыкального слуха, нарушение узнавания бытовых шумов.
2.аккустико – мнестическая афозия 2.игнорирование стимуляции поданной на левое ухо.
3.расстройство экспрессивной речи – не могут самостоятельно говорить.  
4.распад письма.  
5.аритмия – нарушение ритмичности слуха.  
Теменные конвекситальные синдромы
1.двусторонняя кинестетическая апраксия – нарушение произвольного движения, не может выполнить тонкие дифференциальные действия. 1.соматоагнозия – не может ориентироваться в собственном теле.
2.афферентная моторная афозия – нарушение организиции движения речевого аппарата. 2.соматопрогнозия – нарушение схемы тела (2 головы, 3 головы и т.д.)
3.нарушение письма. 3.нарушение тактильной памяти и внимания
4.астериогноз – невозможность тактильного опознания предметов с закрытыми глазами. 4.кинестетическая апраксия на левую руку – нарушение движения
5.тактильная алексия – нарушение чтения. 5.пальцевая агнозия – не может назвать за какой палец дергали без опоры на зрение.
6.агнозия текстуры.  
Моторные, премоторные области.
1.двигательные персевирации - нарушение плавного переключения с одного двигательного звена на другое. 1.кинетическая апроксия на левую руку – без выраженных нарушений речи и интеллекта.
2.эфферентная кинетическая моторная афозия.  
3.двуручная кинетическая апроксия.  
4.грубое нарушение реализации интеллектуальной программы (3 блок).  
Префронтальные конвекситальные синдромы
1.снижение регуляции, избирательности, произвольности и речевого опосредования ВПФ. 1.фрагментальность интеллектуальной деятельности.
2.регуляторная апроксия – нарушение произвольной деятельности. 2.распад целостной программы.
3.динамическая афозия – нарушение речи, т.к. нет программы. 3.эйфория анозогнозия – отрицание своего заболевания, своей травмы.
4.эмоциональные нарушения: эпохондрии, вялость, депрессии.  
ТРО (тпо)синдромы
1.семантическая и амнестическая афозии. 1.фрагментальность зрительного восприятия – не будут замечать левую сторону.
2.нарушение восприятия квазипространственных речевых конструкций – предлог, союзы, суффиксы. 2.нарушение зрительного узнавания предметов – утрата чувства знакомости.
3.апрактоагнозия – нарушение пространственной организации движений. 3.нарушение восприятия лиц
4.оптико – пространственная агрофия – зеркальные буквы, не будут попадать на строчки. 4.нарушение непосредственной ориентации во внешнем пространстве.
  5.неспособность к оценке структуре ритмического ряда.
Полушарные синдромы.
1.отвечает за абстрактные (вербально - логические) способы переработки информации. 1.за конкретные (наглядно - образные) способы.
2.за произвольный способ регуляции психической деятельности. 2.непроизвольный.
Способы организации ВПФ.
Сукцессивный Отвечает:
  1. За анализ
  2. Опосредованные процессы
  3. За позитивные эмоции
  4. Формируется позже
Симультанный Отвечает:
  1. Синтез
  2. Непосредственные
  3. За негативные эмоции
  4. Формируется раньше
   
           



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.