Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы психологической защиты, их значение и роль в возникновении и развитии психических расстройств




Клинико - психологические симптомокомплексы. Общая характеристика.

Основные параметры психологического анализа психических нарушений.

4 параметра:

I. Исследование функциональной локализации и глубины имеющегося нарушения в каждом конкретном случае. Выделяют 2 основных вида дефекта:

1) Частный – недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем.

2) Общий – нарушение регуляторных систем мозга

II. Время поражения. Возраст ребенка, на который пришлось данный повреждающий фактор, чем раньше, тем недоразвитие психики в целом => тяжелее последствия. в позднем возрасте вероятнее явление распада психической деятельности (олигофрения, ЗПР).Неустойчивость психических функций может вызвать явление регресса (возврата на ранние уровни). Чем тяжелее травма, тем более стойкое явление регресса.

III. Анализ взаимоотношений между имеющимся первичным и вторичным дефектом. Иерархии первичных и вторичных нарушений может меняться.

IV. Анализ нарушений в межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития. Механизмы и явления изоляции психических функций от других. Механизмы патологической фиксации. Явление временной и стойкой регрессии. Все эти параметры влияют на явление асинхронии в развитии.

Примитивные защиты. По Фрейду.

1) Примитивная изоляция – психологический уход в другое состояние (младенец долго кричит – потом засыпает). Стараться любыми способами избежать травмирующей ситуации. + ситуация практически не искажается.

2) Отрицание – отказ принять травмирующую ситуацию (если я не приму эту проблему, то проблемы не будет). Если оно является основной защитной …., то говорят «все к лучшему», «так и должно быть». Так поступают люди с мазохистическим типом личности («это мой крест», «судьба»). Часто проявляется в состоянии мании (отрицает даже физиологические потребности). У детей ярко проявляется.

3) Всемогущий контроль. для новорожденного ребенка собственное «Я» и окружающий мир – едины, т.е. если мне хорошо, то все хорошо, если плохо – то все плохо. В норме – очень поддерживает по жизни. В крайних формах – чаще проявляется у психологов.

4) Примитивная идеализация (+) и обесценивание (-).

За примитивной идеализацией негативное обесценивание идет почти всегда автоматически. Этот процесс обязательно должен быть пройден. Если не прошли в детстве, в подростковом возрасте- идет перенос на семейную жизнь (брак ради развода).

Много идеализации в религии.

Постоянное явление характерно для истерического типа.

5) Слияние (из гештальтерапии) – ребенок до 2-х лет в норме живет в слиянии с мамой. Слияние необходимо, когда человек хочет расслабиться. Характерно для хорошо живущих супругов. Разрыв воспринимается очень тяжело. Люди которые живут интересами своих детей, своих друзей. Маркерами слияния могут быть чувство вины, обида.

6) Проекция – внутреннее ошибочна, воспринимается, как приходящее извне. Тенденция сделать среду ответственной за то, что происходит с человеком. На основе проекции строится эмпатия. Существует 3 формы проекции:

А) зеркальная проекция – видим в другом человеке собственные черты или те черты, которые хотели бы видеть.

Б) проекция катарсиса - в других людях находим те черты, которые не признаем в себе или хочется от них избавиться. Чем хуже проекция, тем чаще в нее верят окружающие.

В) дополнительная проекция – человек приписывает себе качества, когда хочется оправдать свои поступки.

Сны являются проекцией фантазии, паранойи.

7) Интроекция – идущее извне воспринимается как пришедшее изнутри.

Основы воспитания (драться плохо, так надо).

8) Расщепление «эго». (Ты хороший, ты плохой).

9) Диссоциация – реакция на травмы (душа отходит от тела).

Вторичные (высшие) защиты:

1) Репрессия (вытеснение). Мотивированное забывание.

2) Регрессия – переход на более раннюю стадию развития, возвращение к прежним привычкам. (поза эмбриона, плач).

3) Изоляция – изоляция чувств от понимания (хирург не сможет нормально работать, если будет понимать какую боль испытывает пациент). Иногда возникает, как следствие катастроф, психологический ступор (ничего не чувствую). Аутизм.

4) Интеллектуализация – говорит, что не испытывает чувств, но при этом будет об этом говорить достаточно спокойно, рассуждать. Чувства осознаются, но не переживаются. Создается впечатление искренности.

5) Рационализация – объяснение причин явления:

- кислый виноград (зачем он мне нужен он же кислый).

- Сладкий лимон (муж бьет, пьет, не работает, но зато он любит детей).

6) Морализация – человек оправдывает свои желания моральными обязательствами (инквизиция, Гитлер).

7) Раздельное мышление – интеллектуальная защита, разрыв между несовместимыми мысленными установками. (лицемерие).

8) Аннулирование – попытка уравновесить некий аффект (зачастую бессознательно) с помощью поведения, и магическим образом уничтожить этот аффект. (отпущение грехов).

9) Поворот против себя – (в гештальте - ретрофлексия) перенаправление аффекта, относящегося к внешнему объекту на себя. (убийство заменяет самоубийством). Злится на себя. Вся психосоматика – это ретрофлексия аутоагрессии. Все что не выражается в другой мир.

10) Смещение – перенаправление аффекта на другой объект, на более слабый.

11) Реактивное образование – преобразование негативного аффекта в позитивный и наоборот. (ненависть – любовь, дружба – вражда и т.д.).

12) Реверсия – проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект. (ролевые игры).

13) Идентификация – желание идентифицироваться с кем – то.(девочка – с мамой, мальчик – с папой).

14) Отыгрывание – потребность справиться с тревогой, проигрывается пугающий сценарий.

15) сексуализация – стремление превратить ужас, боль в восторг. Женщины чаще всего сексуализируют зависимость, мужчины – агрессивность. Чаще характерна для истериков.

16) Сублимация – перевод энергии в творчество, занятие. Здоровое средство разрешить конфликт.

17) Эготизм (гештальт) – мы делаем то, что хотим с тем предметом, с которым хотим, но не позволяем себе потерять контроль. В результате потребность удовлетворяется, но не приносит удовольствие. У женщин проявляется в невозможности забеременеть и ……




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.