Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методы педагогических исследований




Под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология дает хар-ку компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

По этапам исследования методы педагогики делятся на:

1) организационные методы; 2) методы сбора данных; 3) методы обработки данных; 4) интерпретационные методы. Организационные методы включают в себя: комплексный (изучение объекта, явления как системы); сравнительный (изучение людей, групп, условий для сравнения); лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени).

Методы сбора данных включают в себя: опытную работу, наблюдение (включенное и не-включенное – открытое и скрытое; сплошное и выборочное), беседу, анкетирование, эксперимент, экспертные оценки, педагогический анализ, хронометраж, документирование, групповой экспертный анализ, анализ педагогической документации, анализ и оценку результатов учебной деятельности (выполнения заданий, контрольных, творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ), педагогическое тестирование (определение способностей к обучению, контрольный опрос, контрольную работу, замер времени решения заданий), интроспекцию (самонаблюдение, самоотчет, самоанализ), сравнительно-педагогический метод (изучение работ зарубежных авторов по проблемам педагогики и сравнение их с отечественными).

Методы обработки данных включают в себя количественные (как, то статистический обсчет, ранжирование, шкалирование) и качественные (систематизацию, группировки, структурный анализ, синтез и обобщение, сравнение, типологизацию) методы.

Интерпретационные методы имеют содержательную и педагогическую направленность. Они включают в себя следующие методы: каузальный (объяснение причинно-следственных связей), системный, генетический, структурный. Применяют их для переработки и анализа полученных при исследовании фактов, а также формирования на их основе заключений и выводов. Особое место в структуре педагогических исследований занимает так называемый полевой эксперимент. Его специфика заключается в создании модели естественной педагогической ситуации, что очень удобно для исследования.

Этапы эксперимента:

1. Теоретический – определение проблемы, цели и предмета исследования.

2. Методический – разработка методики исследования, программы, обработки данных.

3. Эксперимент – создание экспериментальных ситуаций, наблюдение и фиксация реакций испытуемых.

4. Аналитический – интерпретация данных, качественный и количественный анализ, формулирование выводов.

Кроме естественного (полевого) эксперимента, выделяют также лабораторный эксперимент. Он характеризуется созданием искусственных условий, для проверки различных методов обучения. Чаще, однако, используется естественный эксперимент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.