КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема целеполагания в педагогике. Историческая диалектика идеи гармоничного и всестороннего развития личности
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный хар-р. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания — одна из важнейших проблем педагогики. Постановка целей и задач педагогического процесса должна отвечать следующим общим требованиям: — соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям; — соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности; — диагностичность целей (измеримость результатов педагогического процесса); — технологичность целей и задач, т.е. наличие педагогических технологий для их осуществления; — наличие социальных, экономических, материальных и иных условий для реализации поставленных целей и задач. Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в 3 группы: цели, задачи обучения; цели, задачи воспитания; цели, задачи развития. Этапы целеполагания: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностика актуального уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата) (В.А. Сластенин). Напр., практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития. И.П. Подласый указывает на следующие требования к формулировке задач урока на основе главной дидактической цели урока: · разбить общую цель урока на составные части; · каждую часть цели обозначить как отдельную задачу; · задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись; · задачи учителя трансформируются в задачи учеников; · задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.
10.Педагогический процесс: его основные компоненты и функции. Педагогический процесс – это специфически сформированное взаимодействие педагогов и учеников, обращенное на решение образовательно-воспитательных задач. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.По Б. Битинасу, она должна соответствовать определенным условиям: 1) располагать свойствами педагогического процесса; 2) являться общей при осуществлении педагогических целей; 3) отмечаться при конкретном выделении в любом реальном процессе. Все педагогические задачи являются задачами социального управления. Оперативные задачи решаются по четырехэтапной схеме. 1. Разбор ситуации и постановка задачи. 2. Проектирование модификаций и избрание лучшего в данной ситуации решения. 3. Реализация проекта решения задачи, которая включает порядок взаимодействия, регулирование движения педагогического процесса. 4. Анализ итогов решения задачи. Одной из характеристик педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, включающее в себя такие виды, как: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учение – предмет изучения». В нем проявляются информационные, организацион-но-деятельностные, коммуникативные связи. Компоненты педагогического процесса. 1. Педагог. Он представляет собой субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он развивает свое диалектическое убеждение, способность к активному общению и воздействию на учеников; как объект – самосовершенствуется. 2. Ученик. Он представляет собой объект развития в соответствии с педагогическими целями; как субъект – это развивающаяся личность. 3. Содержание. Оно выступает в роли основного средства формирования определенного общественного типа человеческой личности. 4. Организационно-управленческий комплекс, в рамках которого осуществляются все педагогические события и факты. В его основе лежат формы и способы воспитания и обучения, приемы педагогической диагностики, критерии результативности педагогического воздействия. 5. Педагогическая диагностика, которая включает в себя методическое установление психического и учебного состояния, а также результативности педагогического процесса и подготовки к работе педагога. 6. Мерки эффективности педагогического процесса, включающие оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки, свойства личности учеников. 7. Организация взаимодействия с общественной и естественной средой. Педагогически организованной средой является деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов и разнообразных неформальных объединений.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |