Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок - основная форма учебной работы в школе. Условия его организации. Современные требования к уроку




Характеристика классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы.

Многообразие методов и приемов обучения в современной дидактике и практической деятельности учителя. Различные подходы ученых к классификации методов обучения.

Понятие о методах и приемах обучения, их назначении и функциях. Основные критерии выбора и эффективного применения методов и приемов обучения.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.На практике учитель сначала определяет, какие цели он будет достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем - какими методами он будет это осуществлять и какие приемы потребуются для реализации этих методов. Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к предмету и т.д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической лит-ре описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием. Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.


 

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).

В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер, существуют не по одному а в паре (М.И.Махмутов). Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям:

1. По характеру познавательной деятельности

- объяснительно-наглядный (репродуктивный)

- проблемное изложение

- частично-поисковый (эвристический)

- исследовательский

2. По дидактической цели

- методы изучения новых знаний

- методы закрепления знаний

- методы контроля.

3. По месту в структуре деятельности Ю.К.Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Бабанского, должны быть 3 группы методов по их месту в структуре обучения:

1. методы организации и осуществления учебной деятельности,

2. методы ее стимулирования и мотивации,

3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Методы обучения по источнику знаний:

1)словесные методы; 2)наглядные методы; 3)практические методы; 4)метод дидактических игр


 

19. Средства обучения (СО): классификация, назначение и применение Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствам являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование.СО – материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. СО оказывают влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

Классификация СО:

-- по объекту деятельности:

1. средства преподавания (оборудование демонстрационного эксперимента – используется учителем для объяснения и закрепления материала)

а) средства объяснения нового материала

б) средства закрепления и повторения

в) средства контроля

2. средства учения (оборудование лабораторного эксперимента – используется учащимися для усвоения материала)

В использовании любого вида СО необходимо соблюдать меру и пропорции (оптимально 4-5 демонстраций).

-- по составу объектов

1. материальные СО (учебник, учебные пособия, таблицы, модели, макеты, учеб-лаб. оборудование, мебель, расписание занятий, технические средства обучения (ТСО))

Технические СО: информационные, контроля знаний, програмир-го обучения, тренажа и комбинир-е. Перед использованием ТСО учащихся надо научить пользоваться ими. Эффективность СО зависит от частоты использования ТСО. Эффективность применения ТСО зависит от этапа урока.

2. идеальные СО – те, усвоенные ранее знания и умения, которые использует учитель и учащиеся для усвоения новых знаний (речь, схемы, письмо, условн. обозн-ия, чертежи).


 

С развитием производства и повышением роли духовной жизни в обществе появилась необходимость в массовом обучении детей. Возникли предпосылки для формирования классно-урочной системы обучения. Суть кл-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Возникновение кл-ур системы обучения повлекло за собой внедрение в педагогику таких понятий как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, учебные каникулы. Особенности классно-урочной системы: 1)постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2)планирование обучения; 3)постоянное место и продолжительность учебного занятия (урок); 4)каждый урок посвящается только одному предмету; 5)постоянное чередование уроков (расписание); 6)руководящая роль учителя (пед.управление); и т.д.

Достоинства:

1)экономическая выгодность; 2)регламентированный режим работы; 3)чёткость, организованность; 4)возможность взаимообучения, соревновательность;

Недостатки:

1)недостаточный учёт индивидуальных различий, ориентирование в работе на среднего ученика; 2)невозможность систематического разноуровневого обучения и усвоения знаний;

Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его дидактические звенья.

К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования.

Дидактические требования предполагают:

- определение образовательных задач урока и его составных элементов, места конкретного урока в системе других занятий;

- определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями урока и учетом уровня развития обучаемых;

- выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную активность обучаемых.

Воспитательные требования к уроку предполагают постановку воспитательной задачи урока; формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и т. п.

Организационные требования к уроку предполагают наличие продуманного плана урока, организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том числе технически

Качественное своеобразие уроков определяется их целями, содержанием, методикой проведения, особенностями учебного заведения, мастерством педагога, уровнем интеллектуального развития учащихся. Чтобы определить общие стороны урока, необходима их классификация.

В дидактике существуют разные подходы к классификации уроков:

- по способу проведения — урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий и т. д.;

- по характеру познавательной деятельности — урок первичного закрепления, урок образования понятий и т. д.;

- по степени самостоятельности — урок самостоятельной работы, урок работы педагога с группой и т. д.

Из педагогов прошлого наиболее стройную и сохранившую до нашего времени свое научное значение классификацию уроков дал Ушинский. Он выделял следующие типы уроков:

- уроки устных упражнений,

- уроки письменных упражнений,

- уроки проверки и оценки знаний, который проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

В настоящее время чаще всего применяется классификация уроков по дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная с некоторыми видоизменениями Б. Есиповым, Н. Болдыревым, Г. Щукиной, и др. В соответствии с данной классификацией выделяются такие типы уроков:

- уроки овладения учащимися новыми знаниями;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения и закрепления (комплексного применения знаний, умений и навыков);

- контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки, на которых решается сразу несколько дидактических задач;

- уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Эффективность использования разных форм обучения определяется во многих случаях способами организации учебной деятельности обучаемых. Выделяют 3 способа (формы): индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная) работа обучаемых на уроке.

Индивидуальная работа на занятии предусматривает выполнение заданий самостоятельно каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей. Эта форма работы используется и в условиях программированного и компьютерного обучения (для проверки знаний, умений и навыков).

Групповая работа — это способ организации учебных занятий, при котором ставятся определенные задания группе из 5-7 чел. (задания дифференцированные, индивидуализированные; при этом оценивается каждый ученик).

Коллективная работа предполагает выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания (например, беседа, диктант).


 

21. Формы обучения: их многообразие и назначение Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериями: кол-ву учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы — школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в кот.преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Усовершенствовал систему нем. педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: 1)постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2)каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 3)учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); 4)каждый урок посвящается только одному предмету; 5)постоянное чередование уроков (расписание); 6)руководящая роль учителя (педагогическое управление); 7)применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с др. формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной - один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.


 

Урок - основная форма учебной работы в школе. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, кот.при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность, учебной работы. Урок - такая организационная форма обучения, при кот.учитель в течение точно установленного вр. руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной гр. учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. Специфические признаки, отличающие урок: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают специфику и сущность урока.

Особенности школьного урока:

урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

■ дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

— определенное организационное начало и постановка задач урока; актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление или повторение изученного на уроке; контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; подведение итогов урока; задание на дом;

■ содержание урока соответствует образовательному гос. стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

■ каждый урок является звеном в системе уроков;

■ урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

■ основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Современные требования к уроку:

• Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

• Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

• Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

• Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

• Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся и др.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.