Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Воспитание как процесс, как средство, как результат




Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией) Педагогический (в узком смысле): Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности). Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных: 1)Целенаправленность 2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов) 3)Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно) 4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий) 5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик) 6)Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)

7) Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития) 8)Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов 9) В. это индивидуально творческий процесс 10) Целостность и системность В.(в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды) 11)Управляемость (В. можно управлять)

Движ.силами процесса В. явл. противоречия. Принято выделять: внутренние и внешние противоречия. Внутренние: м/д потребн. и возможн. Л.; м/д сознанием и поведением; м/д внешн. и внутренн. требованиями и др (борьба мотивов). Внешние: м/д стихийным (окр.среда) и целенаправл. воздейств.; м/д школой и семьей и др. Преодолевая противоречия личность развивается.

Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.

Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.

Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер. Назовем осн. закономерности воспитания (пед. процесса): 1 Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды. 2) Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения. 3)Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества. 4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л. 5)Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л. 6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.

Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.

Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания. Принципы В. – это основные положения, которые определяют главные требования к цели, содержанию, методам, формам воспитания. В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы выходящие из закономерностей и практики. Принципы В. 1) Целенаправленность 2) Систематичность и последовательность 3) Гуманистический характер воспитания, который означает сохранение жизни и здоровья ребенка, уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью 4) Сознательность и активность, самостоятельность и творчество в В. 5) Возрастной и индивидуальный подход в В. Природосообразность В. 6) Принцип связи В. с жизнью и с трудом 7) Принцип воспитания личности в коллективе 8) Культуросообразность В. (соответствие В. ценностям народа и языковой культуре, понимание В. как части целостного культурно-исторического процесса, соответствие В. и образования уровню развития культуры).

Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов: Личностный, ценностный, деятельностный, культурологический


 

28.Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность. Условия, побуждающие школьника к самовоспитанию.

Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А.Сухомлинский пишет: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание – это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности. Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период. Факторы, побуждающие к самовоспитанию:

· Для побуждена к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов.

· В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего Бостонного места в коллективе.

· Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности.

· Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры

· Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.