Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая профессия и ее особенности. Этапность овладения профессией педагога. Профессионально обусловленные требования к личности педагога




Общеобразовательная средняя школа, ее типы. Цель, задачи, особенности функционирования и развития в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Система общего среднего образования включает в себя:

образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; общеобразовательные учреждения, иные учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы общего среднего образования, в том числе ее научно-методическое обеспечение;

Структура общего среднего образования включает в себя:

1.два уровня: общее базовое и общее среднее образование;

1. три ступени: I ступень (I-IV классы); II ступень (V-9 классы); III ступень (X-XI классы.

2. I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования.

3. I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

4. I, II и III ступени общего среднего образования составляют уровень общего среднего образования. Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

5. Срок обучения составляет: для общего базового образования – 9 лет; для общего среднего образования – 11.

Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования могут быть организованы:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в условиях организаций здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

2. К учреждениям образования, осуществляющим обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, относятся:

2.1. общеобразовательные учреждения;

2.2. специальные учреждения образования;

2.3. учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В общеобразовательных учреждениях могут создаваться классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, классы с профильным обучением, классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам гимназий (гимназические классы), классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам лицея (лицейские классы), классы, учебно-консультационные пункты, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.

К общеобразовательным учреждениям относятся:

1.1. начальная школа;1.2. базовая школа;1.3. средняя школа;

1.4. вечерняя (сменная) школа;1.5. гимназия;1.6. лицей;

1.7. школа-интернат;1.8. санаторная школа-интернат;1.9. специальная школа закрытого типа;1.10. специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);1.11. учебно-педагогический комплекс.

Средняя школа обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

2. На І ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение

3.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.


Педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История (этимология) слов «педагог», «педагогика» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель русского языка и литературы. Цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.

Особенности профессии:

1. Преемственно-перспективный хар-р деят-ти педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в совр. жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, которые регулируют их деятельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. 4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями.

5. Творческий характер педагогической деятельности. Педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями.

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности: уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя своё мастерство.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.


4.Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции. Профессиональная пригодность и личностная готовность к педагогической работе.

Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленная на передачу от старших поколений младшим накопление человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которое и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Виды:

1) диагностическая деятельность – направлена на изучение личностей учащихся, установления уровня их развития, обученности или воспитанности,

2) конструктивная (проектировочная) – умение спрогнозировать учебный материал, что связано с творческим воображением и опытом педагога,

3) организаторская – умение воздействовать на учащихся, собрать их, стимулирувать,

4) информационная – умение грамотно донести до учеников информацию, социальный опыт и т.д. и формировать их убеждения,

5) коммуникативно-стимулирующая – определенный успех педагогической деятельности, т.к. учитель должен читать не только вербальную, но и невербальную информацию, улавливать настроение детей, понимать, прощать и поддерживать контакт с ними,

6) аналитико-оценивающая – получение обратной связи, что позволяет вносить корректирование в педагогический процесс,

7) ориентационно-прогностическая – выражена в постановке реальных целей и задач педагогического процесса и должна учитывать реальные возможности детей, педагога и самого педагогического процесса,

8) исследовательско-творческая – определена творческим характером педагогогического.

Структура:

1) конструктивная деятельность: конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса),

2) организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности,

3) коммуникативная деятельность - направлена на установление педагогической целесообразности отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общности, родителями.

Требования к личности учителю:

1) нравственная чистота и моральный облик,

2) добросовестность, ответственность, трудолюбие, терпение, оптимизм и гуманистическая направленность,

3) самооценка собственной деятельности,

4) направленность (совокупность потребностей, мотивов, установок педагога, ориентировка его на педагоггическую деятельность),

5) любовь к детям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.