КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архаический период
Вэтот период в Греции появляются первые изделия из железа, что становится мощным импульсом движения вперед и основой будущего процветания Греции не только в качестве ведущего очага индустрии железа в Восточном Средиземноморье, но ив качестве ведущей культуры. В это время Грецию заселяли эолийцы, дорийцы и ионийцы. Гомеровский период Вопрос №15. Основные периоды развития греческой культуры. В историческом развитии античной греческой культуры, принято выделять следующие периоды:
гомеровский (XI—IX вв. до н.э.); архаический (VIII—VI вв. до н.э.); классический (V—IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV —I в. до н.э.).
Гомеровский период стал временем расцвета эпической традиции («Илиада» и «Одиссея»). Сказания передавались устно профессиональными певцами — аэдами или рапсодами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма. Отсюда термины «стих» (первоначально вид боевой шеренги, где каждому воину отведено свое место) и «ритм» (от греч. rhythmikos — стройность; особый воинский строй). Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс морали, куда входили доблесть («арете»), честь («тиме»), стыд («айдос»), т.е. ориентация на общественное мнение была весьма значительной. В поэмах же Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (родословная богов) отмечаются и иные ценности — трудолюбие и доброта. Поэтому принято считать, что античная этика начинается именно с Гесиода.
Эта эпоха — время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определяются специфические особенности цивилизации античного типа. Ее отличительной чертой было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Первоначально агон возник в среде аристократов, где участие в соревновании и победа в нем, не приносящая материальной выгоды, были символами знатности и бескорыстия. Затем «агональный дух» проникает и в другие социальные слои, где утверждается мысль, что победа над соперником есть высшая ценность в любой сфере деятельности. Агон проявляется не только во всех областях материальной и духовной жизни, но также в экономике и политике. В спорте агональный дух воплощается в устройство все-греческих игр в Олимпии ( VIII в. до н.э.). Аналогичные игры устраивались и в искусстве — это Пифийские игры, проводимые в честь победы Аполлона над змеем Пифием, где состязались кифареды (исполнители на кифаре) и арфисты (исполнители на арфе). В науке агональный дух проявился в оформление трактатов в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которого и выясняется истина. Это обстоятельство и явилось предпосылкой для возникновения в Древней Греции впервые в истории человечества науки со своими законами и системами доказательств. Диспут становится и основной формой обучения. Театральные представления являются состязаниями драматургов, в которых «отец трагедии» Эсхил побеждает 13 раз, Софокл — 24, а Еврипид — 5 раз.
В период архаики сложились основные типы и формы греческого искусства: В архитектуре: а} тип храма-периптера, окруженного колоннадой, б) система ордеров (дорический — древнейший, где основание колонны и ее высота соотносились как 1/6 — это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины, ионический, ориентированный на пропорции женской фигуры: 1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом}. В скульптуре — раскрашенные статуи стройных обнаженных юношей и девушек в возрасте акмэ — куросы и коры. В рельефе — сцены битв и состязаний. В росписи сосудов — чернофигурная и краснофигурная вазопись. 5. В литературе — новое течение — лирика, сменившее классический эпос (Архилох, Анакреонт, Сафо}. 6. В философии — первые догадки о бесконечности Вселенной и множественности миров (Фалес, Анаксимандр, Анак-сиаден). Античную философию эпохи архаики также трудно представить без Пифагорейского союза, который был одной из первых научных школ, научно-философским и этико-политическим сообществом единомышленников. Основателем его стал Пифагор (вторая половина VI в. — начало V в.), учившийся, по преданию, мудрости в Вавилонии и даже в Индии. По Пифагору, «самое мудрое — число», которое лежит в основе мира и управляет всеми вещами, даже нравственными и духовными. Пифагор вошел в историю не только как основатель теоремы о сумме квадратов сторон прямоугольного треугольника, но и как астроном (учение о гармонии небесных сфер), а также теоретик музыки (учение о консонансах и диссонансах, доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела).
Классический период Литература и философия, скульптура и архитектура этого периода стали нормой и образцом для всей последующей Античности. Это время расцвета таланта политиков-реформаторов Солона и Ликурга, скульпторов Фидия, Поликлета, Праксителя, трагиков Эсхила, Софокла, Эврипида, творца комедии Аристофана. Воплощением эллинской мудрости стал великий Сократ, учитель Платона. Он не создал философской системы и не оставил ученых трактатов, цель его философствования была иная — своими беседами он заставлял мыслить самостоятельно, побуждая к творческому, незаинтересованному, отвлеченному мышлению, изменяя обывательские представления о вечных истинах: знании, благе, добродетели, красоте, истине. Название этого метода майевтпика — искусство, помогающее рождению истины. Семидесятилетний Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в порче нравов юношества и, окруженный учениками, принял смерть, выпив чашу с цикутой. Одним из учеников Сократа был Платон. Наряду с преходящим миром вещей Платон открывается мир «эйдосов», или «идей», постигаемых не чувствами, а разумом. Однако в конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущую идею добра, что отражается в написании диалога «Законы» — одной из первых в европейской истории антиутопий, предвосхищающей «1984» Дж. Оруэлла. Он рисует полицейское тоталитарное государство «казарменно-социалистического типа», где смертная казнь устанавливается за самовольные действия. Для тех, кто занимается сразу двумя ремеслами, — тюрьма, штраф или высылка. Все население делится на три сословия: правителей-философов, воинов — охранников порядка, ремесленников и крестьян. Работнику назначают труд и семью по склонностям и заботясь о хорошей наследственности. Думать дозволено лишь правителям. Пессимистическая утопия Платона стала свидетельством краха его веры во всесилие идей. Значительно пересмотреть взгляды Платона смог Аристотель, его ученик, которому принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне Друг, но истина дороже». Аристотель является основателем логики, его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, политике. Во многом расцвет греческой культуры в V—IV вв. да н.э. был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. После обучения грамоте преподавалась литература, классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода, не менее важным считалось музыкальное и математическое образование. С 13—14 лет начинали посещать гимнастические школы — палестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государственные, содержащиеся богатыми гражданами — «гимнасиар-хами»: академия (здесь основал свою философскую школу Платон), ликгй (где размещалась философская школа Аристотеля) и киносарг. «Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» — софистов (самыми известными из них были Протагор, Горгий и Продик). Софисты учили не добывать истину, а побеждать в споре, утверждая, что истина у каждого своя. Протагору принадлежит знаменитое изречение «Человек есть мера всех вещей», что утверждало относительность истины и означало: «Сколько людей, столько истин». Подобные доказательства, как правило, основывались на сознательном нарушении логических законов и позже получили название софизмов. Культура эпохи эллинизма Конец IV в. до н.э. отмечен разложением и гибелью демократии — Греция завоевана Филиппом II, его сын Александр Македонский основывает огромную монархию с границами от Дуная до Инда. Это означало поворот античного общества от рабовладельческой демократии к той форме, которая существовала на Востоке, — рабовладельческой монархии. В это время происходит слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой. Однако если в демократических Афинах личное и общественное было слито воедино, то в эллинистических монархиях ситуация изменилась: в этих больших государствах отдельный человек стал незаметен, его влияние на общественную жизнь нивелировалось, а мощь государства подавила инициативу и активность. Отсюда такие черты культуры (в том числе художественной) эллинизма, как: ♦ стремление уйти в себя (девизом эллинистических мудрецов становится фраза: «Проживи незаметно»); ♦ индивидуализм, порождающий, в свою очередь, интерес к жанрам биографии, портрета; ♦ тонкая риторика, фантастика, изысканный эротизм; ♦ культ формы (иногда в ущерб содержанию); ♦ изображение борьбы, движения, напряжения всех духовных и физических сил; ♦ гигантизм (именно в эпоху эллинизма создаются четыре из семи чудес света: Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфесе, статуя бога Гелиоса на острове Родос и усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе). В эллинистическую эпоху значительно возросла роль науки в жизни общества. Египетская Александрия становится подлинным научным центром тогдашнего мира. Там в начале Ш в. до н.э. был основан исследовательский центр и огромная библиотека, получившие название Мусейон. Александрийские врачи впервые уяснили значение пульса и открыли кровообращение. В Александрии открыл школу великий математик Эвклид, написавший здесь свою знаменитый труд по геометрии «Элементы», астроном Аристарх Самосский задолго до Коперника доказал, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, ученые выдвигали гипотезы о существовании электричества (о нем знали по наблюдениям за электрическим скатом), в изобилии конструировали машины, главным образом военные. Наступление новой эллинистической эпохи повлияло и на существующие религиозные культы, где воедино слились греческие и восточные божества. Этот религиозный синкретизм эллинистической эпохи проявился в строительстве так называемых пантеонов — храмов в честь всех богов.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |