Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архаический период




Вэтот период в Греции появляются первые изделия из железа, что становится мощным импульсом движения вперед и основой будущего процветания Греции не только в качестве ве­дущего очага индустрии железа в Восточном Средиземноморье, но ив качестве ведущей культуры. В это время Грецию заселяли эолийцы, дорийцы и ионийцы.

Гомеровский период

Вопрос №15. Основные периоды развития греческой культуры.

В историческом развитии античной греческой куль­туры, принято выделять следующие периоды:

 

гомеровский (XI—IX вв. до н.э.);

архаический (VIII—VI вв. до н.э.);

классический (V—IV вв. до н.э.);

эллинистический (конец IV —I в. до н.э.).

 

Гомеровский период стал временем расцвета эпической тра­диции («Илиада» и «Одиссея»). Сказания передавались устно профессиональными певцами — аэдами или рапсодами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма. Отсюда термины «стих» (первоначально вид боевой шеренги, где каждому воину отведено свое место) и «ритм» (от греч. rhythmikos — стройность; особый воинский строй). Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс морали, куда входили доб­лесть («арете»), честь («тиме»), стыд («айдос»), т.е. ори­ентация на общественное мнение была весьма значительной. В поэмах же Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (родословная богов) отмечаются и иные ценности — трудолюбие и доброта. Поэтому принято считать, что античная этика начинается именно с Гесиода.

 

Эта эпоха — время наиболее интенсивного развития антич­ного общества, когда окончательно определяются специфичес­кие особенности цивилизации античного типа. Ее отличительной чертой было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Первоначально агон возник в среде аристократов, где участие в соревновании и победа в нем, не приносящая материальной выгоды, были сим­волами знатности и бескорыстия. Затем «агональный дух» прони­кает и в другие социальные слои, где утверждается мысль, что победа над соперником есть высшая ценность в любой сфере деятельности.

Агон проявляется не только во всех областях материальной и духовной жизни, но также в экономике и политике.

В спорте агональный дух воплощается в устройство все-греческих игр в Олимпии ( VIII в. до н.э.).

Аналогичные игры устраивались и в искусстве — это Пифийские игры, проводимые в честь победы Аполлона над змеем Пифием, где состязались кифареды (исполнители на кифаре) и арфисты (исполнители на арфе).

В науке агональный дух проявился в оформление трактатов в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которого и выясняется истина. Это обстоятельство и явилось предпосылкой для возникновения в Древней Греции впервые в истории челове­чества науки со своими законами и системами доказательств.

Диспут становится и основной формой обучения.

Театральные представления являются состязаниями дра­матургов, в которых «отец трагедии» Эсхил побеждает 13 раз, Софокл — 24, а Еврипид — 5 раз.

 

В период архаики сложились основные типы и формы гре­ческого искусства:

В архитектуре: а} тип храма-периптера, окруженного колоннадой, б) система ордеров (дорический — древнейший, где основание колонны и ее высота соотносились как 1/6 — это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины, иони­ческий, ориентированный на пропорции женской фигуры: 1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом}.

В скульптуре раскрашенные статуи стройных обна­женных юношей и девушек в возрасте акмэ — куросы и коры.

В рельефе — сцены битв и состязаний.

В росписи сосудов — чернофигурная и краснофигурная вазопись.

5. В литературе — новое течение — лирика, сменившее классический эпос (Архилох, Анакреонт, Сафо}.

6. В философии — первые догадки о бесконечности Все­ленной и множественности миров (Фалес, Анаксимандр, Анак-сиаден). Античную философию эпохи архаики также трудно пред­ставить без Пифагорейского союза, который был одной из первых научных школ, научно-философским и этико-политическим сообществом единомышленников. Основателем его стал Пифагор (вторая половина VI в. — начало V в.), учившийся, по преданию, мудрости в Вавилонии и даже в Индии. По Пифаго­ру, «самое мудрое — число», которое лежит в основе мира и управляет всеми вещами, даже нравственными и духовными. Пифагор вошел в историю не только как основатель теоремы о сумме квадратов сторон прямоугольного треугольника, но и как астроном (учение о гармонии небесных сфер), а также теоретик музыки (учение о консонансах и диссонансах, доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела).

 

Классический период

Литература и философия, скульптура и архитектура этого периода стали нормой и образцом для всей последующей Антич­ности. Это время расцвета таланта политиков-реформаторов Со­лона и Ликурга, скульпторов Фидия, Поликлета, Праксителя, трагиков Эсхила, Софокла, Эврипида, творца комедии Ари­стофана.

Воплощением эллинской мудрости стал великий Сократ, учитель Платона. Он не создал философской системы и не оста­вил ученых трактатов, цель его философствования была иная — своими беседами он заставлял мыслить самостоятельно, побуж­дая к творческому, незаинтересованному, отвлеченному мышле­нию, изменяя обывательские представления о вечных истинах: знании, благе, добродетели, красоте, истине. Название этого метода майевтпика — искусство, помогающее рождению исти­ны. Семидесятилетний Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в порче нравов юношества и, окруженный учени­ками, принял смерть, выпив чашу с цикутой.

Одним из учеников Сократа был Платон. Наряду с прехо­дящим миром вещей Платон открывается мир «эйдосов», или «идей», постигаемых не чувствами, а разумом. Однако в конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогу­щую идею добра, что отражается в написании диалога «Зако­ны» — одной из первых в европейской истории антиутопий, пред­восхищающей «1984» Дж. Оруэлла. Он рисует полицейское тота­литарное государство «казарменно-социалистического типа», где смертная казнь устанавливается за самовольные действия. Для тех, кто занимается сразу двумя ремеслами, — тюрьма, штраф или высылка. Все население делится на три сословия: правите­лей-философов, воинов — охранников порядка, ремесленников

и крестьян. Работнику назначают труд и семью по склонностям и заботясь о хорошей наследственности. Думать дозволено лишь правителям. Пессимистическая утопия Платона стала свидетель­ством краха его веры во всесилие идей.

Значительно пересмотреть взгляды Платона смог Аристо­тель, его ученик, которому принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне Друг, но истина дороже». Аристотель является ос­нователем логики, его трактаты, помимо собственно филосо­фии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, политике.

Во многом расцвет греческой культуры в V—IV вв. да н.э. был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. После обучения грамоте преподавалась литература, классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода, не менее важным считалось музыкальное и математическое образование. С 13—14 лет начинали посещать гимнастические школы — па­лестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государ­ственные, содержащиеся богатыми гражданами — «гимнасиар-хами»: академия (здесь основал свою философскую школу Пла­тон), ликгй (где размещалась философская школа Аристотеля) и киносарг.

«Внешкольное» образование можно было получить и у плат­ных «учителей мудрости» — софистов (самыми известными из них были Протагор, Горгий и Продик). Софисты учили не до­бывать истину, а побеждать в споре, утверждая, что истина у каждого своя. Протагору принадлежит знаменитое изречение «Человек есть мера всех вещей», что утверждало относитель­ность истины и означало: «Сколько людей, столько истин». По­добные доказательства, как правило, основывались на созна­тельном нарушении логических законов и позже получили на­звание софизмов.

Культура эпохи эллинизма

Конец IV в. до н.э. отмечен разложением и гибелью демокра­тии — Греция завоевана Филиппом II, его сын Александр Ма­кедонский основывает огромную монархию с границами от Ду­ная до Инда. Это означало поворот античного общества от рабовладельческой демократии к той форме, которая существовала на Востоке, — рабовладельческой монархии. В это время проис­ходит слияние уникального античного искусства и куль­туры с традиционной древневосточной культурой. Одна­ко если в демократических Афинах личное и общественное было слито воедино, то в эллинистических монархиях ситуация из­менилась: в этих больших государствах отдельный человек стал незаметен, его влияние на общественную жизнь нивелирова­лось, а мощь государства подавила инициативу и активность. Отсюда такие черты культуры (в том числе художественной) эллинизма, как:

стремление уйти в себя (девизом эллинистических муд­рецов становится фраза: «Проживи незаметно»);

индивидуализм, порождающий, в свою очередь, инте­рес к жанрам биографии, портрета;

тонкая риторика, фантастика, изысканный эро­тизм;

культ формы (иногда в ущерб содержанию);

изображение борьбы, движения, напряжения всех ду­ховных и физических сил;

гигантизм (именно в эпоху эллинизма создаются четы­ре из семи чудес света: Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфесе, статуя бога Гелиоса на острове Родос и усы­пальница царя Мавсола в Галикарнасе).

В эллинистическую эпоху значительно возросла роль науки в жизни общества. Египетская Александрия становится под­линным научным центром тогдашнего мира.

Там в начале Ш в. до н.э. был основан исследовательский центр и огромная библиотека, получившие название Мусейон.

Александрийские врачи впервые уяснили значение пульса и открыли кровообращение.

В Александрии открыл школу великий математик Эвклид, написавший здесь свою знаменитый труд по геометрии «Эле­менты», астроном Аристарх Самосский задолго до Копер­ника доказал, что Земля вместе с другими планетами вращает­ся вокруг Солнца, ученые выдвигали гипотезы о существовании электричества (о нем знали по наблюдениям за электричес­ким скатом), в изобилии конструировали машины, главным об­разом военные.

Наступление новой эллинистической эпохи повлияло и на существующие религиозные культы, где воедино слились греческие и восточные божества. Этот религиозный синкре­тизм эллинистической эпохи проявился в строительстве так на­зываемых пантеонов — храмов в честь всех богов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.