Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поклонение Христу — подсолнечник




Символичность и аллегоричность произведений ис­кусства.

Символизм Средних веков был средством интеллектуально­го освоения действительности. Средневековый художник стре­мился к тому, чтобы раскрыть в образе духовную сущность мира, аналогично тому, как Бог воплотился в человеке в образе Хрис­та. Однако двойственность искусства в том, что изначальный образ, который художник стремится отразить в своем произве­дении, это высшая, духовная сущность, а материал, воплощающий этот образ, — низшее состояние мира. Назна­чение символики как раз в том, чтобы найти компромисс между этими двумя противоположностями. Мир есть создание Бога, следовательно, в каждом предмете скрыта божественная сущность. Символы существуют, чтобы обнаружить, а с другой стороны — скрыть истину от недостойных.

Символичной становится архитектурная форма сакральных построек, которые мыслятся моделью Вселенной. И базиликальные, и крестово-куполъные храмы имеют в плане форму ' креста. Ту же семантику имеет и роскошь внутренних церков­ных интерьеров, где блеск и нарядность становятся симво­лами вечного блаженства. Символическую нагрузку несет цвет внутреннего пространства: голубой воспринимается символом божественной мудрости, чистоты, духовности (как правило, это цвет Богоматери), золотой уподобляется сиянию Царства небесного, белый символизирует чистоту и т.п.

Многочисленные символы становятся знаками, носителями определенного смысла, часто сакрального и могут быть прочитаны:

♦ так, рыба становится знаком первых христиан и часто сопутствует изображению Спасителя, так как ichtius есть аббрериатура И.Х. (Иисус Христос);

голубь становится символом Бога (Дух Святой);

фонтан — символом обновления;

ф виноградная лоза — символов искупительной жерт­вы Христа;

сосуд с водой — символом крещения;

Солнце символом Бога-Отца;

ф поднятая рука — символом клятвы. На средневековых фресках и мозаиках часто встречаются изображения цветов, где:

лилия символизирует чистоту Богоматери;

ирис — ее величие;

водосбор (трилистник), а также анютины глазки ста­новятся символом Троицы;

колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечкки, саранча, ящерицы) — адские существа, воплощение дьявола;

смирение символизируют маргаритки и подорож­ник;

славулавр;

Символика расширяется в XV в., где череп, смерть с ко­сой, скелет становятся атрибутами темы бренности, а на обо­роте картин на старонемецком появляется надпись: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы уме­реть».

Характерно, что символизм остается и в произведениях эпохи Возрождения, он получает новую жизнь в книгах эмблем и ге­ральдических знаков. В это время разрабатывается теория че­тырех элементов (земля, вода, воздух, огонь) и пяти чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения), и мно­гочисленные натюрморты того времени дают обильную пищу для интеллектуального осмысления. Так, битая птица на фламандс-Ких натюрмортах символизирует одну из четырех стихий — воздух, устрицы, кальмары, лангусты — воду, фрукты — землю. Клюющий эти плоды попугай воплощает вкусовые ощущения, принюхивающаяся рядом со столом, заваленным дичью собака — обоняние, несущий блюдо юноша — осязание и т.п.

В голландском натюрморте XVII в. активно разрабаты­вается тема умеренности, откуда идет простота, лаконичность цветовой палитры и малый масштаб полотен, представляющих ограниченный набор предметов. На этих натюрмортах непремен­ным атрибутом является лимон с живописно закрученной спира­лью кожуры, символизирующий чувство меры (в Голландии было принято добавлять в вино лимонный сок, который мог не только улучшить его вкусовые качества, но при переизбытке последнего привести к порче напитка).

Такое же распространение в это время получает тема vanitas — суеты сует, где курительные принадлежности, бокал пива не олицетворяют приятное времяпрепровождение, но по­лучают осуждение, так как становятся средством сокращения через пагубные привычки человеческой жизни. Характерным на­бором предметов становится натюрморт с недоеденным пирогом, разбитым или опрокинутым бокалом вина и песочными часами рядом — время неумолимо течет, приближая человека с каж­дым мгновением к последнему часу.

В эпоху Просвещения XVIII в. мир познается рационально, однако символы остаются и получают новую семантическую на­грузку, прославляя человеческую деятельность — на натюрмор­тах Шардена это книги, рабочие инструменты, рукописи, ста­туэтка Меркурия, символизирующая вдохновение. В эпоху роко­ко вещи (щипцы, ширмы) становятся безделушками для заба­вы, в них нет скрытого смысла, они являются лишь предметами интерьера и хороши сами по себе. К символике вернутся роман­тики, но это уже будет индивидуальная символика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.