Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каноничность культуры Средневековья




Каноничность средневековой культуры проявлялась в стрем­лении не к созданию нового, а воспроизводству старого, при­водящее к бесконечному варьированию хорошо знакомого и ранее усвоенного. Причиной каноничности искусства Средневековья явилось циклическое мироощущение крестьянина-языч­ника, жившего как будто бы в ином пространственном и вре­менном измерении, чем христианин-неязычник, для которого грядущее существовало в будущем сверхсобытия. Время насто­ящего, прошлого и будущего мыслилось при этом чередой сме­няющих друг друга циклов, определяющихся сменой времен года, в которых не может появиться ничего принципиально нового, а каждый человек проходит один и тот же круг событий. Постоян­ная занятость и ориентация на традиции и обрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.

Христианство вместо цикличного течения времени, есте­ственного для крестьянина, предлагало линейное историчес­кое течение времени, имеющее векторную направленность от одного сверхсобытия — рождения Богочеловека — до друго­го — Страшного суда. Однако влияние традиционной культуры в эпоху Средневековья было столь велико, что познание состо­яло лишь в отождествлении новой информации с ранее усвоен­ной и сводилось к узнаванию. Кроме того, сама христианская культура стремилась к канонизации образцов, стилей, жан­ров, так как истина — одна, она давно открыта и требует лишь подтверждения, нового иллюстрирования. Тот же, кто ставит под сомнение очевидные истины и стремится к новому — ере­тик. К этой форме предваряющего восприятия постоянно апел­лировали авторы литературных произведений Средневековья, когда вплетали в ткань художественного целого фрагменты из других сочинений, из словесных жанров, бытующих в народе. Реймский архиепископ Хинкмар о прочитанных видениях божь­их избранников свидетельствовал так: «Я убежден в том, что сие — истина, ибо подобное же читал я и в книге «Диалогов» св. Григория, и в истории англов Бэды, и в сочинениях св. епископа и мученика Бонифация, а также в рассказе о видении некоего духовного лица Веттина, относящиеся ко времени императора Людовика».

Аналогичные явления представляли и другие виды искус­ства. Так, в музыке существовала традиция переработок: наиболее простые из них — это перетекстовки одноголосных Напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus. Даже Бах, вводя в духовные сочинения мелодии хорошо известных хоральных напевов, рассчитывал, что хоральная мелодия являлась музыкальной цитатой, подтверждающей, разъясняющей содержание пассионов. В живописи, по аналогии, — обраще­ние с одним и тем же сюжетам. Точно так же в архитек­туре, где готические соборы в Сен-Дени, Реймсе, Париже яв­лялись иконографическими образцами, которые возникали там, где учреждалась церковная метрополия в союзе с королев­ской властью.

Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом про­изведений является Бог, а человек — лишь его орудие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.